<<<к содержанию


Илл. 1.


Илл. 2.


Илл. 3.


Илл. 4.


Илл. 5.


Илл. 6.


Илл. 7.


Илл. 8.


Илл. 9.


Илл. 10


Илл. 11.


Илл. 12.


Илл. 13.


Илл. 14.

Деревянные и каменно-деревянные здания Самары в структуре городских усадеб

Началом развития городских усадеб Самары на регулярной планировочной основе можно считать первые регулярные планы XVIII века. Территория города делилась на 50 равновеликих кварталов (120х60 саженей) с размещением в каждом в среднем по 16 равноценных по площади дворовых усадеб. Регулярная планировка способствовала удобному сообщению и разбивке участков на продажу под застройку. К регулярным планам прилагались образцовые проекты зданий, что способствовало усилению градостроительной дисциплины, предъявляя определенные требования к городской застройке: пожарной безопасности, санитарным характеристикам, стилистическим особенностям застройки и размещению домов по красным линиям улиц.
Застройка большей части самарских кварталов представляет собой результат эволюции первоначальных усадебных наделов. Развитие дворовых мест проходило в двух основных направлениях: укрупнение за счет присоединения соседнего усадебного места или, наоборот, раздела дворового пространства на несколько мелких наделов. Таким образом, шло естественное развитие внутриквартальной организации застройки. По данным окладных книг Самарской Городской Управы за 1915–1918 гг.
размеры рядовых дворовых мест в стандартном квартале обычно составляли 25х5, 25х10, 15х5, 25х15 саженей. Дворовое пространство постоянно трансформировалось под влиянием социально-экономических условий, научно-технических достижений. Состав усадебных строений зависел от материальных возможностей владельца, от типа домашнего хозяйства. Постепенно изменялась функционально-планировочная организация придомового пространства. В период торгово-экономических отношений с развитием ремесленного и промышленного производства появляются новые типы городских усадеб, которые существуют наряду со старым типом домовладения. В Самаре представлено несколько типов городских усадеб: дворовладения с жилыми и хозяйственными постройками, появляются усадьбы с доходными жилыми домами; дворовладения с жилыми, производственными и хозяйственными постройками; дворовладения с жилыми, торговыми и складскими постройками; усадьбы с жилыми, складскими, производственными и торговыми постройками.
Активная застройка территорий города в конце XIX – начале XX веков, вызванная торгово-экономическим подъемом и притоком населения, способствовали распространению «крестьянской» архитектуры в Самаре. Большая часть усадеб крестьян и мещан застраивается деревянными и каменно-деревянными зданиями народной архитектуры. Также на территории городских усадеб купцов, чиновников появляются особняки, построенные по проектам профессиональных архитекторов. По проектам самарских зодчих Ф.П. Засухина, З.В. Клейнермана, Г.Н. Мошкова, Я.С. Решетникова, А.А. Щербачёва строится ряд деревянных особняков и доходных домов в городе.
На сегодняшний день в историческом центре Самары сохраняются как отдельные деревянные и каменно-деревянные постройки, так и городские усадьбы, расположенные в исторической застройке кварталов.
Проекты частных деревянных жилых домов разрабатывал известный самарский архитектор А.А. Щербачёв. На пересечении улиц Успенской и Саратовской (ныне ул. Комсомольская, 51/ ул. Фрунзе, 21) архитектор cпроектировал в конце XIX–начале XX веков деревянный двухэтажный дом на каменном подвальном этаже (илл. 5. Проект жилого дома). Пересечение улиц акцентируется скошенным углом здания, эркером на консолях с гирьками. Эркер завершается треугольным фронтоном, шатровой башней со слуховым окном и шпилем. Здание выполнено в «русском» стиле, фасады, выходящие на улицу, решены симметрично, по центру фасадов размещены ризалиты, завершенные фризом со скосами. Строение обшито тесом, легко декорировано пропиловкой. Пропильный подзор оформляет свесы карниза кровли и прямоугольные оконные наличники второго этажа (илл. 4. Жилой дом на ул. Комсомольской, 51 / ул. Фрунзе, 21).
В документах Самарской городской управы за 1876–1917 гг. содержатся следующие сведения о доме, расположенном по адресу ул. Фрунзе, 21/ Комсомольская, 51.
В расчетных книгах за 1876 г. значится, что дворовое место в 1 части г. Самары, в 11 квартале, на углу ул. Саратовской и Успенской принадлежало мещанке Мавре Егоровне Шерстневой. Оно оценивалось в 2000 рублей. На участке находилось два деревянных флигеля и кухня. С 1877 г.
М.Е. Шерстнева стала купчихой. В 1882 г. все строения по дарственной перешли во владение купеческого сына Тихона Сергеевича Шерстнева. С 1890 г. по окладным книгам владельцем участка значится купец Яков Гаврилович Соколов. В расчетных книгах за 1899 г. значится, что дворовое место принадлежало Александру Владимировичу Евсееву мещанину г. Рыбинска.
15 февраля 1901 г. А.В. Евсеев подал в Самарскую городскую управу прошение о разрешении на постройку двухэтажного деревянного дома на принадлежавшем ему дворовом месте на углу улиц Саратовской и Успенской. Разрешение на постройку было утверждено 19 февраля 1901 г.
Согласно отношению Старшего нотариуса от 24 июля 1902 г. владельцем данного участка стала мещанка Екатерина Дмитриевна Евсеева.
В оценочных ведомостях недвижимого имущества города Самары за 1902 г. в 11 квартале на углу улиц Саратовской, 19 и Успенской, 43 значится усадебное место Е.Д. Евсеевой. На земельном участке в 200 квадратных саженей располагались следующие постройки: По улице – двухэтажный деревянный дом на 42 кв. саженях, крытый железом, на каменном фундаменте.
Во дворе: одноэтажный деревянный флигель на 21 кв. саж., крытый тесом; каменный амбар на 28 кв. саж., крытый железом; каменный хлев и деревянный дровяник, каретник и конюшня.
30 декабря 1903 г. Е.Д. Евсеева подала прошение о приспособлении каменного в два этажа амбара под жилые квартиры с надстройкой двух этажей над существующей каменной кладовой для кухонь, предполагаемых квартир, а также перекрыть крышу железом скатом на свой двор на деревянном флигеле. 10 января 1904 г. Самарская городская управа удовлетворила это прошение.
Деревянное двухэтажное здание на ул. Фрунзе, 21 / ул. Комсомольской, 51 является объектом культурного наследия регионального значения «Жилой дом» согласно Приказу министерства культуры и молодежной политики Самарской области от 25.12.07 № 5.
В 1895 году архитектор А.А. Щербачёв строит для самарского купца Н.И. Кирилова двухэтажный дом в квартале № 114 на ул. Ярмарочной (ул. Ярмарочная, 27) (илл. 3. Проект дома Н.И. Кириллова). Здание, расположенное по красной линии застройки улицы Ярмарочной, возведено в традициях строительства деревянных домов «под камень» с чертами эклектики и русского стиля. Главный фасад имеет 5-осевую симметричную фронтальную композицию, фланкирован двумя ризалитами, завершенными треугольными щипцами, декорированными пропильной резьбой, в одном из ризалитов расположен главный вход в здание. Архитектурное решение фасада сочетает в себе выразительные средства как кирпичного декора (первый этаж), так и деревянного (второй этаж). Первый этаж оштукатурен и окрашен. Оконные проемы первого этажа прямоугольные, декорированы ширинками и круглыми розетками. Первый этаж от второго отделяет межэтажный карниз с геометрическим декором. Второй этаж обшит тесом. Прямоугольные оконные проемы декорированы наличниками с пропильной резьбой, выполненной по эскизам архитектора. Завершает фасад фриз с накладной пропильной резьбой и карниз с подзорами (илл. 7, 9. Дом Н.И. Кириллова, ул. Ярмарочная, 27).
На момент постройки каменно-деревянного дома на территории городской усадьбы купца располагались только деревянные службы.
Здание является объектом культурного наследия регионального значения «Дом на усадьбе купца Кириллова Н.И. с воротами» согласно Приказу министерства культуры Самарской области от 29.12.09 г. № 25.
На улице Саратовской (ул. Фрунзе, 51) для купца, главы торгового дома «Д.Е. Челышёв с сыновьями» Дмитрия Ермиловича Челышёва в 1899 году А.А. Щербачёв строит деревянный одноэтажный особняк с мезонином (илл. 2. Проект дома Д. Е. Челышёва). Также по заказу Челышёва архитектор возводит три кирпичных доходных дома, сам владелец зданий предпочитает жить в деревянном особняке. Здание на ул. Фрунзе, 51 было спроектировано в русском стиле. Обращено на улицу главным фасадом, с отступом от красной линии, что не часто встречается в застройке города конца XIX века. Для дома характерна асимметричная объемно-пространственная композиция, сложный силуэт с разновысотными завершениями. Главный фасад имеет 3-частную 3-осевую фронтальную асимметричную композицию, в северной части главного фасада расположен мезонин. Срубовое здание обшито тесом: вертикально – ниже окон, горизонтально – основная плоскость стены, клином и «в лочку» – подкарнизный фриз и межэтажный пояс. Фронтон декорирован пропильными подзорами. Углы основных объемов дома завершены накладными пилястрами. Прямоугольные трехчастные оконные проемы декорированы наличниками с прямыми сандриками на кронштейнах (илл. 6. Дом Д.Е. Челышёва, ул. Фрунзе, 51). На территории усадьбы одновременно со строительством дома возводились деревянные службы.
В оценочной ведомости недвижимого имущества жителей г. Самары 25 квартала, составленной в 1902 г., значится, что на участке, принадлежащем Челышёву Д.Е. по ул. Саратовской, 47 располагались следующие постройки. По улице – одноэтажный деревянный дом на 86 кв. саженей с мезонином на 24 кв. саженей. Во дворе – дровяник и погреб деревянные.
В настоящее время здание является объектом культурного наследия регионального значения «Дом Д.Е. Челышёва» согласно Приказу министерства культуры и молодежной политики Самарской области от 25.12.07 № 5.
В 1890 году А.А. Щербачёв проектирует для купца Ю.И. Поплавского двухэтажный деревянный жилой дом в русском стиле. Здание строится на Театральной площади (ул. Фрунзе, 171) и развивает стилистику кирпичного здания театра, выполненного в русском стиле по проекту М.Н. Чичагова (илл. 1, 12. Дом Ю.И. Поплавского, ул. Фрунзе, 171).
Главный фасад имеет симметричную 3-частную 5-осевую фронтальную композицию. Стены цокольного этажа выполнены из известнякового камня. Прямоугольные оконные проемы декорированы наличниками с прямыми сандриками с пропильными подзорами. Главный фасад фланкирован объемами главных входов, акцентированными балконами с вальмовыми навесами по второму этажу и четырехгранными пирамидальными шатрами, увенчанными высокими металлическими шпилями.
С южной стороны к дому примыкает деревянная проездная арка с калиткой, украшенные щипцом с пропильной резьбой и двухскатной крышей. Здание Г-образной формы в плане за счет пристройки к основному зданию объема кухни, лестницы, клозета и хозяйственных помещений.
В настоящее время из построек усадьбы сохранился только основной дом с оградой и воротами, которые являются объектом культурного наследия регионального значения «Дом Поплавского» согласно Решению Куйбышевского облисполкома от 06.05.87 г.
№ 165.
В 1899 году для самарского строителя М.Д. Маштакова архитектор А.А. Щербачёв разрабатывает проект деревянного дома (илл. 8. Проект дома М.Д. Маштакова). Здание двухэтажное, срубовое, обшито тесом, расположено по красной линии ул. Самарской, на западной границе Самарской (бывшей Воскресенской) площади по ул. Самарской, 207. Постройка выполнена в «русском» стиле, получившим распространение в России в конце XIX–начале XX веков.
Главный фасад здания акцентирован двухосевым ризалитом с парными проемами, увенчанным треугольным фронтоном по центру, двухосевыми крыльями с проемами, и одноосевыми ризалитами на флангах, завершенными четырехгранными шатровыми башнями с пропильной резьбой. Межэтажное членение фасада выполнено широким поясом, включающим две профилированные узкие тяги. Подоконная часть наличника с небольшим фартуком и боковыми свесами, включена в декор межэтажного пояса. Наличники оконных проемов из наборных столярных резных колон по сторонам проема, завершаются сандриками на кронштейнах с подзорами. Углы ризалитов здания отмечены лопатками с накладной резьбой. Здание венчает карниз, свес которого по фону ажурного фриза поддерживает ритмичный ряд кронштейнов. На первом этаже в угловых ризалитах устроены парадные входы с двупольными филенчатыми дверными полотнами. Крыша здания – вальмовая (илл. 11. Ул. Самарская, 207, дом
М.Д. Маштакова).
Первоначально центральное ядро планировочной структуры занимали два зала, крылья с жилыми помещениями, обращенными на уличный и дворовой фасады, делились продольными коридорами. Вход на первый этаж здания находится в правом ризалите, на второй – в левом.
Использовалось как жилое здание, в настоящее время квартиры расселены, постройка длительное время не эксплуатируется. Отмечены деформации срубовых стен, шатровых завершений, разрушение тесовой обшивки, со стороны дворового фасада утрачены пристрои. Зафиксированы разрушения и утраты декоративного оформления фасада. Водосточная система, отливы и покрытия выступающих декоративных элементов фасада отсутствуют.
На момент постройки деревянного дома, на территории городской усадьбы располагались: на пересечении ул. Самарской и Воскресенской площади деревянный дом; деревянный и полукаменный дома вдоль Воскресенской площади, деревянные службы и флигель внутри дворовладения.
В настоящее время все строения дворового участка утрачены, сохранился главный дом усадьбы. Здание является объектом культурного наследия регионального значения согласно Постановлению Главы администрации Самарской области от 23.03.92 г.
№ 77.
Время, позволившее народной архитектуре проникнуть в город, выдвинуло в качестве архитекторов талантливых самоучек крестьянского происхождения, не имеющих профессионального образования – Мошкова и Решетникова.
Георгий Николаевич Мошков – основатель династии архитекторов, родом из крестьянской семьи села Виловатое, Бузулукского уезда Самарской губернии. Прошел все рабочие строительные специальности, сначала в селе, затем в Самаре. Поступил на службу в мастерскую архитектора А.А. Щербачёва, где работал сначала чертёжником, техником, потом стал проектировать самостоятельно, до 1917 года зодчим построено около 30 каменных зданий, много было и деревянных построек. Мошков не имел специального регулярного образования, работал по подрядам, строил по проектам профессиональных архитекторов.
На углу улиц Самарской, 151 и Рабочей, 22 находится двухэтажное прямоугольное в плане деревянное с кирпичным подвальным этажом здание. Постройка обшита тесом и декорирована (илл. 13. Ул. Самарская, проект дома В.Е. Прахова). Проект на постройку дома был представлен в Самарскую городскую управу в 1900 году почетным гражданином Самары, титулярным советником В.Е. Праховым. Дом cпроектирован архитектором З.В. Клейнерманом, а построен Г.Н. Мошковым Дворовый участок на пересечении ул. Самарской и Почтовой (ул. Рабочая) В.Е. Прахов приобрел у мещанина А.П. Телегина в начале 80-х годов XIX века, к этому времени на участке располагались одноэтажный деревянный флигель и нежилые службы. В начале 90-х годов XIX века Прахов приобрел смежный участок по ул. Самарской и вел там активное строительство новых зданий. По окладной книге на недвижимое имущество жителей г. Самары за 1902 год на дворовом участке Прахова, площадью 240 кв. саженей, длиной 120 саженей по ул. Самарской и 20 саженей по ул. Почтовой находились: по улице двухэтажный деревянный на каменном подвальном этаже дом на 44 кв. саженей и одноэтажный деревянный флигель на 21,4 кв. саженей; во дворе – одноэтажный деревянный флигель на 3,8 кв. саженей, погреб и дровяник деревянные. Угловой дом (8х5,5 саженей) сдавался в аренду поэтажно.
Угловое двухэтажное здание акцентирует пересечение ул. Самарской и Рабочей (ул. Почтовая). Архитектурное решение здания выполнено в стиле европейской эклектики конца XIX–начала XX веков. Фасады здания обшиты тесом, имеют фронтальную асимметричную композицию 3-осевую по ул. Самарской и 5-осевую по ул. Рабочей. Пересечение улиц акцентируется многоярусным шатровым завершением, декорированным кронштейнами и люкарнами. Боковой ризалит по ул. Рабочей завершается четырехгранным шатром, стены главных фасадов обшиты тесом с расшивкой под фахверк. Оконные проемы первого этажа широкие витринные (на первом этаже располагались торговые помещения). Заполнение дверного проема по фасаду с ул. Рабочей позднее, сохранился деревянный трехскатный навес на кронштейнах. Узкие оконные проемы второго этажа декорированы прямыми сандриками на кронштейнах, подоконными нишами. Сохранилось первоначальное заполнение оконного проема лестничной клетки, ветхое, в нижней части отсутствует остекление. Венчающий карниз поддерживают деревянные кронштейны, плоскость фриза оформлена филенками.
В оформлении фасадов одновременно использованы декоративные элементы, характерные для каменной архитектуры и для деревянного зодчества (имитация фахверка, объемная и плоская пропильная резьба).
Объемно-планировочная композиция с угловым акцентом, подчеркнутым входом в помещения первого этажа, лоджией второго этажа и венчающей башенкой с фигурным шатром. Доминанта второго порядка – на фасаде по ул. Рабочей: ризалит объема парадного входа в жилые помещения, увенчанный шатром (илл. 14. Ул. Самарская, 151, дом В.Е. Прахова).
В советское время были зашиты тесом входные проемы по первому и оконные проемы по второму этажу в угловой части здания. Центральный оконный проем по ул. Самарской переделан в дверной, перекрыт приямок подвала с ул. Рабочей. Со стороны дворовых фасадов частично засыпаны приямки с оконными проёмами подвального этажа, зафиксировано разрушение кирпичных стен подвала, также отмечено разрушение тесовой обшивки стен первого и второго этажей, деформации и разрушения подшивного подшивного карниза. По главным фасадам заменены заполнения оконных проемов без сохранения первоначальной расстекловки. Утрачены шпили башен, частично утрачена декоративная отделка основания углового шатра.
Изначально на территории усадьбы, помимо двухэтажного деревянного углового дома, располагался одноэтажный деревянный дом вдоль линии ул. Самарской, во дворе службы и каретник, затем вдоль линии ул. Почтовой (ул. Рабочая, 24) Г.Н. Мошковым был построен двухэтажный деревянный жилой дом (илл. 10. Дом Екатерины Константиновны Зайцевой – жены надворного советника Захара Фёдоровича Зайцева), где позже жил и работал сам архитектор.
Городские усадьбы Самары с деревянной застройкой, выполненной по проектам профессиональных архитекторов, единичны. В настоящее время нарушена объемно-планировочная структура большинства владельческих участков, ряд деревянных особняков находится в аварийном состоянии.
Между тем появление деревянного народного и профессионального зодчества в русском городе рубежа XIX-XX веков было результатом социально-экономических процессов, происходивших в российском обществе. Это уникальное явление проникновения народной крестьянской архитектуры в город, захватывало этап слияния народного и стилевого зодчества и отражало исторические, социально-экономические, этнографические, географические особенности развития Самарской губернии рубежа веков. В связи с этим, важно сохранение не просто отдельных деревянных и каменно-деревянных построек, а исторической среды городских усадеб, кварталов с данным типом строений.

Елена СЫСОЕВА
Фото автора и Вячеслава САМОЙЛОВА

 

Hosted by uCoz