<<<к содержанию


Окружной суд

«В Самаре живет богатый купец Светов. Глава секты молоканов. Правительство (кроткими мерами) заставляло его принять православие, но он, несмотря на кроткие меры, решительно отказался от православия и изъявил желание принять кальвинизм. На что, однако ж, правительство не изъявило своего желания и оставило его в покое, запретив ему и его секте торговать (одна из кротких мер)».
Тарас Шевченко
Из дневника
6 сентября 1857 года

Здание является «многослойным» памятником, архитектурный облик которого сложился в несколько строительных этапов. Его ядром является бывший дом мещанина Светова, включавший жилые и торговые помещения. Второй этап относится к началу 1870-х гг., когда приспособленное под окружной суд здание было достроено обширной пристройкой. На протяжении полувека, независимо от функции и производимых изменений, памятник сохранял черты архитектуры классицизма. Третий этап перестройки (1902-1903 гг.) был связан не только с укрупнением габаритов здания, но и с кардинальным изменением его стилистического решения. Согласуясь со вкусами нового времени, архитектор Ф.П. Засухин при перестройке выполнил композицию и декор в формах архитектурного стиля модерн, разумно используя при этом общие достоинства и некоторые детали архитектурного решения предшествующего периода.
Здание двухэтажное, с подвальным этажом, кирпичное Г-образной формы в плане со скругленным внешним северо-восточным углом, с пристроями со стороны двора. Оно расположено на углу улиц Куйбышева и Венцека, на площади Революции, имеет два главных фасада и закругленную угловую часть.
Стены здания выполнены из красного керамического кирпича, оштукатурены, имеют двухколерную окраску с выявлением декора белым цветом на общем бежевом фоне.
Угловая часть здания акцентирована четырьмя пилястрами, расположенными между оконными проемами, в уровне карниза увенчана аттиковой стенкой сложного абриса, с парапетными столбиками и декоративной лепниной в поле аттиковой стенки. Между центральными пилястрами в угловой части на месте заложенного первоначального входа в здание установлена мемориальная доска, свидетельствующая о работе в этом здании В.И. Ульянова (Ленина), в уровне второго этажа – картуш с надписью «ОТКРЫТЪ 25 НОЯБ-РЯ 1870 ГОДА».
Центральная часть главного фасада со стороны площади Революции акцентирована шестью пилястрами оформления центрального входа, расположенными между оконными проемами, увенчанными в уровне кровли аттиковой стеночкой сложного абриса с волютами по парапетным столбикам. Центральные пилястры, фланкирующие парадный вход имеют оформление базы отличной от других формы. Между крайними пилястрами поле аттиковой стеночки декорировано лепными, овального очертания, пальметтами. Над центральной частью в поле аттиковой стенки между четырьмя пилястрами имеется надпись «ОКРУЖНЫЙ СУДЪ», аттиковая стеночка украшена в центре полуциркульной бровкой с профилированным архивольтом, в поле полуциркульной бровки расположен лепной российский герб с двуглавым орлом в окружении венков. Над парадным входом расположен широкий балкон на трех композиционных осях с дверным проемом по центральной из них и фигурным металлическим ограждением. В южной части фасада рядом с заложенной аркой бывшего сквозного проезда во двор расположен запасной вход (в настоящее время заложен до уровня оконного проема), акцентированный двумя пилястрами с аттиковой стеночкой, фланкированной парапетными столбиками.
Главный фасад по улице Венцека оформлен трехосевым ризалитом зала судебных заседаний, четырьмя пилястрами. Крайние пилястры увенчаны парапетными столбиками с лепниной и аттиковой стеночкой сложного абриса, декорированной в центре лепными, овального очертания, пальметтами. Оконные проемы первого этажа с лучковыми перемычками, оконные проемы второго этажа с арочными полуциркульными перемычками оформлены профилированными наличниками с рядами порезок. Между оконными проемами первого и второго этажей расположены картины с богатой лепниной растительного орнамента. Развитой подкарнизный фриз с лепниной разделен в уровне пилястр имитацией парапетных столбиков.
Крайний западный ризалит бокового входа с улицы Венцека оформлен двумя пилястрами, увенчанными небольшой аттиковой стеночкой сложного абриса. Все пилястры украшены лепными розетками и шнурами, со стороны главного входа пилястры украшены парными декоративными кронштейнами. Оконный проем над входом с лучковой перемычкой, по второму этажу – с полуциркульной арочной перемычкой оформлен аналогично проемам ризалита зала судебных заседаний.
Горизонтальное членение главных фасадов выполнено профилированными межэтажными и венчающими карнизами и оформлением поля стены первого этажа под дощатый руст. В поле межэтажного карниза порезка в виде лаврового венка. Оконные проемы на главных фасадах прямоугольные, по второму этажу украшены наличниками с прямыми сандриками и замковым камнем, полотенцами по бокам и подоконными элементами. Между оконными проемами располагаются лепные медальоны со шнурами с кистями в венках растительного орнамента. Оконные проемы второго этажа центрального ризалита входа с площади Революции оформлены замковым камнем над окном и парой лепных медальонов со шнурами у верхних углов окна.
Широкие выносные венчающие карнизы с профилированными тягами, широким лепным орнаментированным фризом с декоративными кронштейнами над лепными медальонами со шнурами в простенках между окнами и парами кронштейнов над каждой пилястрой. Оконные проемы первого этажа закрыты металлическими стилизованными решетками.

В здании сохранились интерьеры:
– полы в помещениях подвала, вестибюля 1-го этажа, лестничных площадок, коридоров – облицованы различными видами плитки по бетонному основанию. В зале судебных заседаний и кабинетах на всех этажах полы по деревянному основанию паркетные;
– в части помещений второго этажа (зале судебных заседаний, кабинете председателя суда, холле 2-го этажа боковой лестничной клетки) сохранились богато декорированные лепниной кессонированные потолки, в отдельных помещениях имеются профилированные потолочные тяги и падуги;
– входные двери с улицы деревянные, филенчатые, с остекленными фрамугами, выполнены по аналогии с первоначальными. Сохранились первоначальные двухстворные и одностворные деревянные двери в зале судебных заседаний с резными порталами; остальные внутренние двери заменены на аналогичные;
– центральная лестница – трехмаршевая металлическая с фигурными литыми металлическими ступенями, проступями и балясинами ограждения, окрашена в белый цвет. На подступенках лестницы растительный орнамент и дата «1903»;
– боковая лестница с улицы Венцека – двухмаршевая, металлическая, с фигурными литыми металлическими ступенями, проступями и балясинами ограждения, окрашена в синий цвет. На подступенках лестницы отлита дата «1903», рисунок лестницы и ограждения идентичен центральной лестнице;
– лестница запасного входа в южной части здания – металлическая, с литыми фигурными проступями, подступенками и ограждением;
– лестницы в подвал железобетонные, сборные, облицованы керамической плиткой;
– в зале судебных заседаний: кессонированный потолок, состоящий из двух плоских прямоугольных плафонов с развитыми профилированными карнизами с рядами порезок с сухариками, по трем сторонам каждого прямоугольника расположены полукруглые лепные «ракушки с лепестками», аналогично оформлению аттиковых стенок на главных фасадах. В центре плафонов располагаются восьмигранные лепные розетки под люстры, богато декорированные лепниной растительного орнамента, обрамленные профилированными тягами с камушками. Четыре грани розеток соединены с прямоугольными кессонами парными профилированными тягами. В каждой из розеток находится по люстре с плафонами в виде шаров. Между двумя большими прямоугольными плафонами располагается узкий плоский плафон с развитыми профилированными карнизами с сухариками, в центре плафона вытянутая лепная розетка растительного орнамента. Развитые карнизы с порезками и сухариками, декоративный фриз с лепными элементами в виде прямоугольников и венков. Декоративное оформление стен зала судебных заседаний выполнено спаренными пилястрами на объединенных базах по трем стенам зала и одинарными пилястрами между оконными проемами, угловые пилястры сходятся по половине на каждой стене. Три большие двустворные двери с деревянными резными наличниками, и три маленькие одностворные двери в совещательную комнату, две двери специального назначения (для заключенных);
– декоративное оформление потолка и стен холла 2-го этажа боковой лестницы и объема боковой лестницы выполнено в одном стиле, кессонированные потолки, по три прямоугольных кессона со вписанной в центр окружностью с небольшой лепной розеткой в центре, окружности соединены с прямоугольными кессонами парными профилированными тягами. На стене зала и стене лестничной клетки расположены по три арочные ниши, обрамленные профилированными арочными наличниками с волютами, разделенные двумя широкими пристенными пилястрами и угловыми пилястрами, на торцовых стенах расположены по одной арке аналогичного оформления. Объем холла и лестницы разделяют две арки, одна из которых имеет сквозной проход, а вторая массивные бетонные фигурные балясины балконного ограждения;
– декоративное оформление потолка кабинета председателя суда: плоский прямоугольный потолочный плафон, профилированные тяги по периметру потолка и карнизам с рядами порезок, центральная розетка растительного орнамента, угловые лепные элементы растительного орнамента. Лепные элементы декора окрашены масляной краской «под золото».

В 1837 г. на углу Хлебной (Алексеевской) площади (современная пл. Революции) и Пробойного переулка (ул. Заводская, современная ул. Венцека) стоял деревянный дом мещанина А.А. Мельникова с надворными постройками, «коих насчитывалось 15 деревянных лавок». В 1850 и 1856 гг. в Самаре произошли два опустошительных пожара.
В 1856 г. губернская Строительная и Дорожная Комиссия утвердила два проекта застройки на смежных участках, входящих в 23-й квартал 1 части
г. Самары, ограниченных линиями улиц Вознесенской, Заводской и стороной Торговой (Алексеевской) площади. На участке мещанина Мельникова разрешалось построить каменный двухэтажный дом с лавками, а во владении
А.Ф. Светова – каменное с лавками одноэтажное строение.
В 1857 г. А.А. Мельников свое пустопорожнее место продал мещанину
А.Ф. Светову. Аким Фёдорович взамен прежних утвержденных построек получил разрешение на строительство двухэтажного каменного дома с просторными подвалами и лавками. За два последующих года дом был построен и сдан в аренду Самарской Городской Управе для размещения в нем Казенной палаты, Рекрутского присутствия и Уездного Казначейства. Дом Светова обладал представительностью и удобством расположения. Его двухэтажный первоначально небольшой объем (16 на 25 м) занял место на углу улиц. В формировании архитектурного облика площади здание принимало участие двумя фасадами, при этом угол сопрягающихся фасадов был скруглен и оформлен парадным входом в здание с пятью ступенями, спускающимися на тротуар. Строгость архитектурных форм и декора отвечала требованиям позднего классицизма. Фасады были гладко оштукатурены и ритмично расчленены одинаковыми прямоугольными окнами (в семь осей по Заводской улице и в четыре оси со стороны площади). Здание имело гладкий цоколь, соответствующий высоте подвального этажа и выделенный уступом. Нижний этаж был декорирован дощатым рустом и завершен профилированным междуэтажным карнизом. Фасады верхнего этажа оставались гладкими и венчались выразительным антаблементом. Верхний этаж здания и восточную половину первого этажа занимали жилые помещения, в западной половине размещались торговые помещения, подвалы занимали складские помещения. В арендованном здании под казенные учреждения первоначально использовалась только жилая часть, а лавки до 1870-х гг. отдавались в пользование купцам (Прохоров, Жильцовский, Санин). В 1861 г., в связи с истечением срока аренды, Городское Управление приняло решение приобрести бывший дом Светова в собственность города для размещения в нем Самарского Окружного суда. Для этих целей потребовалось осуществить перестройку здания, устроить дополнительные помещения.
Младшему архитектору Н.Ф. Теплову было поручено составить проект и смету на перестройку дома Светова под размещение Окружного суда. 16 сентября 1870 г. проект Теплова был утвержден в министерстве внутренних дел (в Санкт-Петербурге).
В процессе реконструкции в 1868–1869 гг. здание было достроено вдоль Алексеевской площади и увеличено в длину более чем вдвое. Сильно вытянутая в длину двухэтажная пристройка, как и основное здание, была выстроена из кирпича, имела габариты 16 на 40 м и своим главным фасадом в 12 осей выходила на линию тротуара Алексеевской площади. Здание заняло половину стороны площади (более 1/8 ее полного периметра). Архитектурное оформление фасада пристроя было выполнено аналогично основному зданию. В центре фасада пристройки сделали парадную лестницу во второй этаж. Дополнительная черная лестница находилась у южной торцевой пристройки и имела выход в небольшую ретирадную пристройку. Строительство и меблирование Окружного суда было закончено в 1871 г. В новой части здания разместили кабинеты, архив судебных дел, во втором этаже над главным входом – зал судебных заседаний на семь окон, выходящих на площадь; окна зала гражданских дел выходили на ул. Заводскую. В 1874 г. в нижнем этаже старого здания освободили помещения лавок, приспособив их под кабинеты служб прокурорского надзора.
В 1889 г. встал вопрос о необходимости проведения в здании капитального ремонта. В 1890 г. ремонтные работы состоялись (именно в таком обновленном здании в 1892–1893 гг. работал В.И. Ленин).
К началу ХХ в. здание Окружного суда физически и морально устарело, перестав отвечать требованиям эпохи. Появилась угроза пожаров, обвала полов и потолков, не хватало помещений. Было принято решение о расширении и перестройке здания по проекту архитектора Филарета Петровича Засухина. В 1902–1903 годах здание было полностью реконструировано:
– к западной части здания по ул. Заводской сделаны две большие пристройки (одна из них сильно углублена во двор с новым залом Собраний), кабинетами судей, судебных следователей и технических работников суда; к этой пристройке примыкала вторая пристройка с парадным вестибюлем и лестницами во второй этаж;
– южное крыло здания было продлено двухэтажной пристройкой;
– закрыт первоначальный вход на углу квартала;
– печное отопление заменено на паровое низкого давления (разместили в подвале), деревянные перекрытия заменены на железные, устроен водопровод, проведено электричество, изменена общая планировка помещений, стены здания надложили, увеличив по высоте окна верхнего этажа;
– особое внимание уделили мерам противопожарной безопасности (устройство брандмауэров, применение несгораемых материалов и конструкций).
Новое оформление фасадов сочетало в себе принципы классицистической трехчастной симметрии с чертами стиля модерн.
Торжественное открытие Самарского Окружного суда состоялось 25 ноября 1870 г. Председателем суда был назначен Н.М. Окулов, товарищем (заместителем) председателя – Ф.И. Шмелев, прокурором суда стал А.А. Головинский.
Новый суд вызвал живой интерес горожан – на процессы ходили как на спектакли.
В Самарском Окружном суде в 1892–1893 годах в качестве помощника присяжного поверенного А.Н. Хардина работал В.И. Ленин. В архивах сохранилось 18 судебных дел, в разборе которых он принимал участие.
В.И. Ленин выступал в качестве «казенной защиты» материально необеспеченных обвиняемых.
18 ноября 1917 г. Советом рабочих и депутатов был учрежден Революционный суд; 2 января 1918 г. Самарский Окружной суд был упразднен. Созданы комиссариат юстиции и революционный трибунал. Комиссаром был назначен тов. Лотов, а 10 апреля председателем революционного трибунала утвержден Ф.И. Венцек.
В советское время здание Окружного суда неоднократно подвергалось капитальным ремонтам, переделкам, достройкам. Несмотря на это, цельный архитектурный облик, сформировавшийся в результате перестройки по проекту Ф.П. Засухина, сохранился.
В 1920-е гг. в здании располагался Самарский Губернский суд с отделами: уголовный, гражданский, прокуратура, коллегия защитников, трудовая сессия, нотариально отделение.

Из паспорта объекта культурного наследия
Фото Вячеслава САМОЙЛОВА и Екатерины ИВАНОВОЙ

 

Hosted by uCoz