<<<к содержанию


Ансамбль сооружений Самарского Римско-Католического Прихода

костёл, 1906 г. арх. Ф.О. Богданович,
плебаниальный дом с каплицей
и надворные постройки,
1888 г

Самарская область, г. Самара, ул. Фрунзе, 157

26 мая 1887 года Самарская городская управа выдала Самарскому римско-католическому приходу разрешение построить «особую каплицу на добровольные пожертвования». По просьбе костёльного строительного комитета «самарский временный купец, австрийский поданный» Иосиф Егорьевич Дочар (он же в последующем – синдик-кассир Самарского римско-католического молитвенного дома) купил на Саратовской улице на свое имя плац (земельный участок) 19 саженей ширины и 38 саженей длины, на котором, отступив 22 сажени от красной линии для будущего строительства каменного костёла, выстроил осенью 1888 года «на свой счет» двухэтажный деревянный дом, 9 саженей длины и 5 саженей ширины, который «на известных условиях» уступил «на собственность Самарскому римско-католическому приходу». Внизу (на первом этаже) предполагалось поместить священника с церковною прислугою, а на верхнем этаже устроить зал под приходскую каплицу. Желая уже 1 ноября 1888 года в праздник Всех Святых совершить торжественную Святую литургию и содержать Sanctissimum Euchristiae Sacromentum, курат Самарского римско-католического прихода, ксендз Франц Каревич письмом от 15 октября 1888 года просил у Могилёвского архиепископа митрополита Гинтовта дозволения освятить указанную каплицу и удостоить прихожан, а в особенности И. Дочара, архипастырского благословения.
Богослужения в каплице на втором этаже двухэтажного деревянного здания проводились с 1888 по 1906 год (до постройки и освящения нового каменного костёла), после чего в ее помещении разместили польскую начальную школу.
Одновременно с двухэтажным деревянным домом, где проводились богослужения Самарского римско-католического прихода, И.Е. Дочаром на купленном им земельном участке были выстроены надворные постройки, что следует из письма Канцелярии самарского губернатора в Департамент духовных дел иностранных исповеданий министерства внутренних дел Российской Империи от 8 августа 1891 года № 883.

В 1891 году Самарский римско-католический приход обратился с прошением о дозволении приобрести в собственность за 8000 руб. занимаемое помещение молитвенного дома с землею и всеми возведенными надворными постройками, принадлежащее купцу Дочару. По этому вопросу происходила переписка между Канцелярией самарского губернатора и Департаментом духовных дел иностранных исповеданий министерства внутренних дел Российской Империи. Самарский губернатор (Александр Дмитриевич Свербеев. – Прим. ред.) письмом от 8 августа 1891 года № 883 уведомлял департамент, что с его стороны прошению самарских католиков препятствий не встречается, поскольку по собранным сведениям помещение вполне приспособлено для совершения богослужений, размещения там ксендза и прислуги. Министр внутренних дел статс-секретарь Дурново по высочайшему повелению письмом от 7 марта 1892 года № 855 сообщал самарскому губернатору (Александр Семёнович Брянчанинов. – Прим. ред.), что император 5 марта 1892 года высочайше соизволил разрешить Самарскому римско-католическому приходу приобрести принадлежащий купцу Дочару в г. Самаре участок земли с возведенными на нем постройками для устройства помещения местной римско-католической церкви и причта оной.
В течение следующих 10 лет Самарский римско-католический приход добивается разрешения на планировавшееся еще с 1887 года строительство каменного костела и обращается к московскому архитектору Фоме Осиповичу Богдановичу с просьбой разработать проект храма для Самары. Проект «Римско-католического собора в г. Самаре», составленный Ф.О. Богдановичем, был опубликован в № 12 журнала «Зодчий» (издание Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов)
за 1901 год. В публикации указано, что к строительству приступят весной предстоящего 1902 года в Самаре, при Саратовской улице, на участке, прилегающем к дому, на котором ныне помещается часовня, и впереди этого дома.
Строительство нового каменного костела, рассчитанного на 1000 молящихся, происходило с 1902 по 1906 год под наблюдением самарского архитектора А.А. Щербачёва.
В оценочной ведомости, составленной Комиссией по оценке недвижимых имуществ г. Самары, согласно правилам, утвержденным городской думой 31 октября 1901 г., о составе и доходности недвижимого имущества, подлежащего обложению городским оценочным сбором по ст. 127 и 128 Городского Положения, дано краткое описание имущества во 2-й части города, в квартале № 73 по улице Саратовской, принадлежащего Римско-католическому обществу:
– усадебное место в 600 квадратных сажен, собственное;
– по улице каменный костел, крытый железом, на 80 квадратных саженей, строится (Костел № 1);
– во дворе деревянный костел, крытый железом, на 48 квадратных саженей (Костёл № 2).
Оба строения указаны как прочные. О каменном костеле сообщается, что он «отстроится в будущем году». Очевидно, оценочная ведомость составлена в 1904 либо в 1905 году.
Костел освятили 12 февраля 1906 года, и в нем был установлен привезенный из Австрии орган стоимостью 5 тысяч рублей.
Богослужения в новом костеле проводились до конца 1920-х годов. Из рапорта исполняющего должность Самарского настоятеля ксендза Станислава Швегжды Могилёвскому архиепископу Митрополиту от 23 июня 1922 года следует, что здание каменного костела передано ему по описи из подотдела по отделению церкви от государства, костел «пока в порядке, за исключением окон, в которых много стекол разбито». Все костельные дома муниципализированы, При этом «второй этаж плебаниального дома, где была школа, приведен почти в негодность. Часть стекол в окнах разбита, и несколько рам оконных разломаны. Внутренние замки из всех дверей и крючки забраны кем-то, печи испорчены, часть штукатурки отбита, и часть балюстрады лестничной разломана. Вся приходская библиотека и учебники польской школы забраны, как равно и другие школьные предметы: лавки, шкафы, столы и пр… Квартира, занимаемая деканом (на первом этаже) сохранилась лучше, хотя и здесь, а равно и в квартирах церковных служащих в большинстве дверей внутренние замки выбраны». В других домах ксендз Станислав Швегждо побывать не мог, «так как в них живут квартиранты в муниципализированных домах». Далее ксендз сообщает, что им поданы заявления в соответствующие учреждения о демуниципализации домов и о возвращении имущества, забранного вопреки декрету «Об изъятии ценностей». Он надеется, что после демуниципализации домов плата за квартиры, снимаемые квартирантами, сможет быть использована на содержание костела.
В 1930 г. решением крайисполкома костел был закрыт. Позднее в нем размещался антирелигиозный музей, в 1936 году объединенный с краеведческим музеем. С 1941 года здание бывшего каменного костела было полностью передано краеведческому музею. Здание бывшего деревянного костела (плебаниальный дом с каплицей, польской школой, квартирами декана и церковных служащих) в советское время использовалось как административное. Бывшие надворные постройки, возведенные еще
И.Е. Дочаром (костельные дома), с момента муниципализации и до настоящего времени используются в качестве муниципального жилищного фонда.

Александр АКСАРИН
Фото Вячеслава САМОЙЛОВА
Екатерины ИВАНОВОЙ
и из паспорта объекта культурного наследия

Hosted by uCoz