<<<к содержанию


Доходный дом С.А. Гринберга
Модерн в эпоху победившего пост-постмодернизма

Дом № 98 на улице Молодогвардейской, между Ленинградской и Некрасовской, не может не привлекать внимания своим великолепием в сочетании с крайней степенью изношенности элементов декоративного оформления фасадов. Он был построен в 1900-х годах самарским инженером Зельманом Клейнерманом.

От эклектики к модерну
Сложно представить облик дореволюционной Самары без работ инженера Клейнермана. Зельман Вениаминович Клейнерман родился в 1867 году. Окончив Белостокское реальное училище, будущий зодчий поступил в строительное училище в Санкт-Петербурге. После его окончания в 1891 году Клейнерман приехал в Самару, где поступил на службу в строительное отделение Губернской управы. Там он проработал в должности младшего инженера с 1892 по 1917 год. После революции Клейнерман продолжал заниматься строительством.
С 1930-х гг. информация о самарском зодчем отсутствует. Какова была дальнейшая судьба Клейнермана, до сих пор остается загадкой.
Помимо проектирования и надзора за строительством общественных зданий в Самарской губернии Клейнерман занимался частной практикой. В визитной карточке архитектора указан перечень сел, в которых есть его постройки: «Стюхино, Старые узели, Степановка, Сурметъ, Новотроицкая, Старое Семенкино, Исайкино, Лобовка, Воскресенка, Кандызъ-Андреевка, Сергушкино, Кузайкино-Семеновка, Васильевка, Погромное, Невежкино, Кулешовка, Малая Малышевка, Перевозниково, Кузьминовка, Бобровка, Кутуши-Новая Самарка, Широченка, Бурдыгино, Байгровка, Дмитриевка, Тростянка-Тамбовка, Жестянка, Романовка, Криволучье-Ивановское-Родионовка, Дмитриевка, Пестравка, Романовка, Самовольно-Ивановское, Красная Поляна, Мокша, Приютное, Новая-Елюзанская, Давыдовка, Украйна, Орловка, Старая Порубежка, Б.-Глушица, Медынка, Кирсановка, Ерыклинскъ, Новое Матюшкино, Титовка и др.»
В Самаре Клейнерманом спроектированы: бывшее здание Общества взаимного кредита (ныне филиал Сбербанка) на ул. Куйбышева, 93, доходный дом доктора М.А. Гринберга и деревянный дом В.Е. Прахова на пересечении улиц Самарской и Рабочей, гостиница С.Г. Ратнер на Некрасовской, 62 и другие объекты. Самой известной постройкой Клейнермана является здание хоральной синагоги на улице Садовой. Культовая постройка в псевдомавританском стиле создавалась с 1904 по 1908 гг. В историзме синагоги уже отчетливо просматривалась тяга архитектора к «новому стилю», что выразилось в следующей яркой постройке автора – доходном доме книготорговца Соломона Абрамовича Гринберга на Молодогвардейской, 98.

Отклик на изобретения Вагнера
В декоративном отношении доходный дом С.А. Гринберга тяготеет скорее к раннему модерну. Перед архитектором стояла задача спроектировать здание, выходящее одновременно на две улицы, однако угол Некрасовской и Молодогвардейской, судя по всему, занимала постройка другого владельца. В результате Клейнерман создал Г-образный трехэтажный дом с двумя независимыми фасадами, выходящими на две улицы. Общая стилистика и некоторые детали фасадов, такие, как навершия в виде маскаронов и львиные головы под карнизами, схожи, однако архитектор отказался от симметричности. В отличие от фасада на Молодогвардейской с двухярусным балконом, расположенным по центральной оси здания, на Некрасовской, 53, здесь мы видим открытый балкон, вытянутый почти по всей ширине фасада. Архитектор создает контраст между вертикальной и горизонтальной композицией балконов на фасадах.
В книге «Модерн в архитектуре Самары» заслуженный архитектор России Ваган Каркарьян описывает декор фасада по Молодогвардейской следующим образом: «Так архитектор откликнулся на только что изобретенные патриархом австрийского модерна Отто Вагнером декоративные мотивы. Однако изощренный, «криволинейный ар нуво» раннего модерна З.В. Клейнерман превращает в декоре дома Гринберга в «прямолинейный» вариант ар нуво. Такой подход отражал пристрастие архитектора к порядку, строгости, ордерной ясности».
На фасаде присутствует большое количество растительного декора. «Висящие» пилястры заканчиваются хищными львиными масками. Здание украшают вазоны и расположенный по центру маскарон в виде женской головки. Доходный дом С.А. Гринберга заслуженно считается одним из красивейших образцов провинциального модерна в Самаре.

Вопрос жизни и смерти
В последние несколько лет бывший доходный дом С.А. Гринберга находится среди наиболее часто упоминаемых памятников архитектуры, которые нуждаются в срочной реставрации. Фасад объекта культурного наследия регионального значения с каждым годом всё сильнее разрушается. На сегодняшний день отсутствует часть лепного декора, утрачен маскарон, а в прошлом году обрушился и один из вазонов на фасаде по улице Некрасовской. На грани обрушения балкон в дворовой части здания с ценным кованым ограждением.
Наибольшее беспокойство вызывает фасад по улице Молодогвардейской – отчасти из-за протекающей кровли, отчасти из-за невнимательного отношения жителей: «висящие» пилястры на фасаде имеют прорубленные борозды, в которые вбиты основания для спутниковых антенн. Двухэтажный балкон вот-вот готов обрушиться на головы прохожим и жителям дома – его ограждение треснуло, а одна из колонн, поддерживающих второй ярус, опасно наклонена. Парадный вход в здание расположен прямо под балконом.
О необходимости срочной реставрации фасадов здания неоднократно писалось в СМИ, а общественность обращалась по этому поводу в различные инстанции, в том числе – к мэру Самары Дмитрию Азарову.
Полная реставрация здания по составленной смете требует около 85 миллионов рублей. Планируется включить здание в областную программу по сохранению культурного наследия. Пока же балкон на фасаде по улице Молодогвардейской нуждается в срочном выполнении противоаварийных работ. По расчетам департамента управления имуществом, на их производство требуется 130 тысяч рублей. На прошедшей в январе встрече Дмитрия Азарова с членами «виртуального правительства», блогеры в очередной раз напомнили градоначальнику о неудовлетворительном состоянии памятника архитектуры. Глава города дал поручение заместителю руководителя департамента управления имуществом Вадиму Кужилину найти средства для проведения противоаварийных работ на объекте. Представители общественности надеются на скорое решение этой проблемы, а затем и вопроса о полной реставрации здания, включающей замену коммуникаций и кровли.

Евгений КЛАДОВОЙ,
фото Вячеслава САМОЙЛОВА
и Екатерины ИВАНОВОЙ

 

Описание объекта
Литера А
Здание трехэтажное, кирпичное, Г-образной формы в плане, развитое вглубь участка, главным фасадом выходит на красную линию ул. Молодогвардейской.
Стены здания с лаконичной геометрией объема выполнены из красного керамического кирпича, оштукатурены. Декоративная отделка стен содержит мотивы, характерные для стиля модерн.
Главный фасад по ул. Молодогвардейской имеет центрально-симметричную фронтальную композицию, 8 композиционных осей. Трехчастное членение фасада по горизонтали карнизными поясами выявляет различную высоту этажей, каждый из которых имеет свой неповторимый декор. На первом этаже – высокие окна-витрины торговых помещений. В центре фасада на первом этаже раскрыт дверной проем парадного входа в жилые помещения, оформленный висячими лопатками с ширинками; симметрично от него в левой и правой частях фасада раскрыты более узкие дверные проемы входов в магазины, обрамленные плоскими лопатками.
В доминирующей в композиции центральной части фасада, акцентированной рустованными пилястрами с отделкой из оштукатуренного камня «под шубу», вывешены балконы жилых помещений второго и третьего этажей. Пилястры на месте капителей украшены крупными масками львов, с пышной гривой и хищным оскалом. Балконы связаны между собой узкими круглыми колоннами и завершены фронтоном криволинейного плавного очертания. Большая часть декора балкона и обрамляющих его колонн утрачена, состояние этой части неудовлетворительное. Сохранились первоначальные фрагменты уникального ограждения балконов – рельефные гипсовые вставки в виде широких стеблей растений, переплетенных в упругом изящном модерновом изгибе и словно поддерживающих балконные перила.
В правой и левой частях фасада – по три лучковых окна на втором и третьем этажах. Окна второго этажа декорированы наличником в виде лоз из листьев и плодов, в которые вплетены свисающие по бокам окон ленты с кистями, и с небольшой маской женской головки на месте замкового камня. Оконные заполнения второго этажа – деревянные двустворчатые, с узкой форточкой в левой нижней части, с фрамугой, имеющей три узких вертикальных членения в центре.
В карнизном поясе между вторым и третьим этажом – декоративные пояса лепнины с листьями и цветками стилизованной геометрической формы (вписанной в квадрат).
Окна второго этажа сверху обвиты парой стеблей, плавно огибающих форму лучковой перемычки, с четырьмя цветками лилии, два из которых свисают вниз, два направлены вверх. На месте замкового камня – две симметричные небольшие ветви с листьями. В подоконных нишах на пяти узких прямоугольных выступах – цветы, напоминающие раскрытый подсолнух.
На фризе – полоса лепного декора, в котором чередуются крупные цветы мака и ветки дубовых листьев; над ним, под плоским венчающим карнизом – гирлянда из чередующихся завитых спиралью бус и плоских лент.
Углы здания оформлены плоскими пилястрами с отделкой из оштукатуренного камня «под шубу» с масками львов и вазонами на парапетных столбиках на кровле. Центральная часть главного фасада акцентирована высокой аттиковой стенкой с вазонами, гипсовым декором из переплетенных лент, увенчанной крупной скульптурой женской головы с развивающимися волосами, чей взгляд будто направлен вниз на прохожего наблюдателя.
Объем здания развивается Г-образной формой вглубь участка, двор раскрыт в сторону ул. Некрасовской. Дворовые фасады лишены лепного декора, не оштукатурены, решены в духе строгого рационального модерна, с большими окнами жилых помещений доходного дома. Здание имеет высокий подвальный этаж, входы в который раскрыты в приямках, возможно, поздних.
В интерьере сохранилось первоначальное покрытие пола – ковры мозаикой выложенной светло-бежевой и терракотовой плитки с вставками с меандровым рисунком (вероятно, дореволюционная плитка харьковского товарищества «ТБЭБ» Товарищества барона Эдуарда Бергенгейма). Чугунные ограждения бетонной лестницы – в стиле модерн.
Литера А2, А1
Здание трехэтажное, кирпичное, прямоугольное в плане. Главным фасадом выходит на ул. Некрасовскую, также решено в стиле модерн. Стены оштукатурены и окрашены. Композиция главного фасада симметричная, рустованными лопатками, оштукатуренными «под шубу», разделен на три части, центральная часть выделена балконом с лепными балясинами в уровне третьего этажа. Боковые проемы в уровне второго этажах же выходили на балконы (в настоящее время утрачены). Проемы второго и третьего этажей с лучковыми перемычками, оформлены лепными наличниками из цветочных гирлянд с масками человеческих лиц в уровне второго этажа. Сохранились первоначальные столярные заполнения проемов с первоначальной расстекловкой. Декор здания литеры А2 идентичный декору здания литеры А.
Здание литеры А1 трехэтажное, сложено из силикатного кирпича, Г-образное в плане. Фасады здания не оштукатурены, без декоративного оформления. Прямоугольные оконные проемы оформлены кирпичными наличниками простой формы.

Сведения об объекте
Дом на ул.Молодогвардейской, 98/Некрасовской, 53 до 1917 г. располагался на участке, который имел выходы сразу на две улицы: Некрасовскую (ул. Предтеченскую) и Молодогвардейскую (ул. Соборную), не являясь при этом угловым. До 1906 г. это были два разных усадебных места, одно из которых значилось на ул. Предтеченской, а другое – на ул. Соборной.
На усадебном месте по ул. Предтеченской (на этом участке в настоящее время находится дом № 53 на ул. Некрасовской), согласно подворной описи домов 1858 г. располагалась изба, построенная в 1838 г.
В 1862 г. владелец участка М.В. Кошелев обратился в Губернское правление за разрешением на строительство каменного двухэтажного дома и нежилых служб. Существующий деревянный флигель и нежилые службы Кошелев обязался снести; разрешение было получено.
В 1874 г. М.В. Кошелев подал прошение в Самарскую городскую управу о строительстве каменных служб с брандмауэрами. К 1877 г. на участке Кошелева находились следующие постройки: двухэтажный каменный дом, крытый железом с парадным крыльцом (на верхнем этаже – 4 комнаты, окон на улицу – 5, во двор – 4, 2 печи; на первом этаже: 2 комнаты, окон на улицу – 4, во двор – 4, 2 печи); каменный двухэтажный пристрой к дому (на втором этаже – жилое помещение, состоящее из 1 комнаты (2 окна, 1 печь); на первом этаже баня и кладовая); каретник, конюшня, погреб и сеновал. Все строения прочные.
На усадебном месте, выходящим на ул. Соборную (в настоящее время находится дом № 98 на ул. Молодогвардейской), согласно подворной описи домов 1858 г., располагалась деревянная изба, построенная в 1850 г.
В 1864 г. владелец участка П.О. Уласов обратился в Губернское правление за разрешением на строительство деревянного на каменном полуэтаже флигеля, ворот, лавки, служб, забора и каменного брандмауэра; разрешение было получено. К 1871 г. на участке стоял двухэтажный полукаменный флигель.
Согласно оценочным ведомостям недвижимого имущества по 2 части Самары за 1877 г. на участке находились следующие постройки: двухэтажный полукаменный флигель, крытый деревом (на каждом этаже по 2 комнаты, окон на улицу – 3, во двор – 3, 2 печи); пристрой к флигелю (на каждом этаже по одной комнате, 3 окна, 1 печи); погреб тесовый. Все строения средней прочности.
В сентябре 1880 г. владелица усадьбы обратилась в Городскую управу за разрешением построить каменный двухэтажный флигель и каменные службы; проект был утвержден.
В 1901 г. новый владелец усадьбы Н.И. Лебедев подал прошение в Самарскую Городскую управу о строительстве на его участке каменных служб с жилым помещением; разрешение было получено.
В 1906 г. участки на ул. Соборной и ул. Предтеченской перешли в собственность мещанина Соломона Абросимовича Гринберга. 25 июля 1908 г. он подал прошение в Самарскую Городскую управу о разрешении ему надстройки третьего этажа над его домом в 50 квартале на ул. Соборной и расширении окна магазина в этом же доме, а также на строительство нового дома на ул. Предтеченской.
В сентябре 1908 г. С.А. Гринберг подал прошение на надстройку третьего этажа над службами; разрешение было получено.

Сведения о владельцах дома на ул.Предтеченской (ул.Некрасовская, 53):
1858 г. – усадебное место принадлежало самарскому купцу Кузнецову Тарасу Савельевичу.
В начале 1860-х гг. имущество перешло в собственность самарского мещанина Кошелева Михаила Васильевича.
С 1893 г. усадебное место принадлежало Челюсткину Николаю Николаевичу.
В 1901 г. Челюскин Н.Н. продал свое имущество самарскому купцу Григорию Ивановичу Иванову.
Сведения о владельцах дома на ул.Соборной (ул.Молодогвардейская, 98):
1852 г. – усадебное место принадлежало самарскому мещанину А.Т. Силантеву.
1858 г. – усадебное место принадлежало самарской купчихи 3 гильдии Шишкиной Прасковье Ефремовне.
В период с 1858 по 1871 гг. – имущество на данном участке перешло в собственность самарского мещанина Петра Осиповича Уласова, который владел им до 1882 г.
С 1882 г. усадебным местом владел Александр Петрович Уласов.
В 1893 г. А.П. Уласов продал все свое имущество самарскому купцу Дмитрию Михайловичу Кореневу.
В период с 1893 по 1898 г. Д.М. Коренев продал усадебное место самарскому купцу Николаю Ивановичу Лебедеву.
В 1906 г. участки Н.И. Лебедева (на ул. Соборной) и Г.И. Иванова (на ул. Предтеченской) перешли в собственность мещанина Соломона Абросимовича Гринберга.
1919 г. – дом значится в списке муниципализированных зданий по 2 району г. Самары на 1919 г.

Из паспорта объекта культурного наследия

 

 

Hosted by uCoz