<<<к содержанию

 

Куда шагает наша рифма?

Корреспондент журнала «Performance» решил расспросить известных самарских стихотворцев о современном поэтическом процессе в нашем городе. Поэтам предложили ответить, как, на их взгляд, сегодня выглядит ландшафт самарской поэзии? В чем особенность самарской школы?

Евгений Чепурных
Родился в 1954 году. Первая поэтическая подборка появилась в 1978 году в журнале «Юность». В 1980 году в Куйбышевском книжном издательстве вышла его первый сборник стихотворений «Письма». В 2003 году Чепурных издал поэтическую книгу «Маятник», за которую был удостоен звания лауреата литературной премии имени Ивана Дмитриева.

«В Самаре в середине 70-х годов сложилась сильная школа поэзии. Если, например, вологодская школа связана больше с пейзажной лирикой (Рубцов, Яшин, Тушнова) то у нас всегда превалировала философская лирика, может быть, в духе Заболоцкого. В писательской организации, еще в последние годы СССР, за одним поколением сразу же шло другое. Плавно сменяли друг друга разные течения. Сейчас, говоря словами Шекспира, "прервалась связь времен"… Те наши писатели, которые известны и зарекомендовали себя в России и за рубежом, уже в возрасте. А новые поэты значительно моложе…
В 90-е годы у нас, в отличие от других регионов, того же соседнего Оренбурга, всё было брошено на самотек. Предоставили всех самим себе, что для некоторых наших поэтов обернулось трагедией…»

Сергей Лейбград
Родился в 1962 году в Куйбышеве. Поэт, культуролог, журналист. Создатель и главный редактор вестника современного искусства «Цирк "Олимп"» (1995-1998), где публиковались ведущие авторы неподцензурной и постмодернистской литературы (Всеволод Некрасов, Геннадий Айги, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров и многие другие).

«В 90-е годы Самара была пространством, претендовавшим на звание одного из центров литературы, благодаря и изданиям, и фестивалям. Появлялись новые имена, эти поэты становились лауреатами российских и международных литературных премий. В "нулевые годы" было затишье, ожидание появления новых ярких имен. Но, по большому счету, их не возникло. Сейчас есть ощущение литературного, поэтического, языкового голода, существуют и попытки вернуть в Самару активную литературную жизнь. Об этом свидетельствует возникновение множества литературных вечеров в вузах, библиотеках и музеях.
Сейчас самарской поэзии как некой школы или некой стилистики все-таки нет. Есть отдельные авторы и точки тяготения. Например, есть круг авторов "Цирка "Олимпа"", который близок к концептуальной поэзии. Они наиболее ярко и контрастно проявили себя. В 90-х Георгием Квантришвили и близкими к нему поэтами была создана авангардно-социальная группа. Есть группа, которую условно можно назвать "мета-реалистическая", – это Щелоков, Устинова и последователи Андрея Темникова. Ну, и есть несколько групп, которые объединены не стилистически, а просто литературной близостью.
Я не говорю уже о традиционной литературной школе, которая так или иначе связана с Союзом писателей: Чепурных и ряд других. Я бы обозначил их последователями направления "тихой лирики", которую наиболее ярко представлял в русской поэзии Николай Рубцов. А что касается поэтической группы "Веселье Ебиниzера", то кроме эпатажно-компанейских вещей, их ничего не объединяет. Там совершенно разные авторы. Частота употребления ненормативных слов еще не делает стилистику. Там есть, на мой взгляд, несколько вполне способных авторов. Но это скорее группа, такое социальное объединение, нежели ярко выраженная общность».

Денис Домарев
Родился в 1982 году. Председатель Самарской областной организации молодых писателей, редактор журнала «Молодежная волна», соорганизатор Самарского поэтического чемпионата.
«Не думаю, что самарский поэтический ландшафт чем-то кардинально отличается от общероссийского поэтического ландшафта. Как и в любом мегаполисе, культурная жизнь у нас достаточно насыщенная. У нас проводятся, например, такие уникальные поэтические мероприятия, как городской и областной поэтический чемпионаты, действуют несколько достаточно интересных литературных объединений ("Лабиринт", "Стихийное бедствие", "Веселье ЕбениZеров"), регулярно проводятся на разных площадках города "свободные микрофоны" – у поэтов там появляется возможность выступить перед публикой. С другой стороны, конечно, до московского или питерского градуса культурного кипения нам еще далеко. А отличие поэтического ландшафта от двух последних десятилетий – постепенное возвращение с позиций постмодернизма к русской классической литературы. Постмодернизм выполнил свою функцию и естественным образом сходит на нет. Вернее, он пытается трансформироваться в то, что и сам для себя пока не может определить. Посмотрим, что из этого получится. Но главное отличие, конечно, в адресации стихов потенциальному читателю: скорее, с помощью Интернета, чем через печатные журналы и газеты. С одной стороны, Интернет – это возможность быстрой публикации и быстрого же отклика. С другой стороны, публикация в сети позволяет гораздо менее требовательно относиться к тексту: Интернет всё стерпит, никого не выгонит... Поэтому и проблема графомании стала очень острой. В литературу лезут все, кто сумел срифмовать кровь-любовь, в живопись – все, кто может нарисовать палку и два кольца, в музыку – все, кто прошепелявил три ноты и нашел деньги на обработку у звуковика.
У нас есть очень талантливое, крепкое поколение старших поэтов: Борис Сиротин, Евгений Чепурных, Михаил Анищенко. Волжская поэтическая школа вообще всегда славилась талантами. А вот среди молодых не всё так радужно. Есть группа многообещающих авторов. Но, как известно, от "подающего надежды" до сформировавшегося художника большой путь. Многие этот путь не проходят, ибо оказываются в компании 5-10 таких же "талантливых" – в Интернете или в литературном кружке – и начинают по кругу хвалить друг друга, и теряют чувство реальности, останавливаются. Нет у нас пока еще своего Бориса Рыжего, такого флагмана молодежной поэзии, как в Екатеринбурге. Но планомерная работа, проведенная нашей организацией за последние 2-3 года, позволила среди школьников старших классов найти очень интересных, талантливых ребят. Думаю, через 3-4 года они заявят о себе».

Кузьма Курвич
Родился в 1984 году. Участник поэтической группы «Веселье ЕбиниZера».
«Я сам, безусловно, ощущаю себя частью поэтического ландшафта, потому моя оценка будет предельно субъективной. Я всецело согласен с тем, что в любые времена литературные агенты (поэты, читатели, критики) бывают трех типов: "охранители", "новаторы" и "эстрадники". Эти три "типа" взаимодействуют друг с другом тремя способами: становятся либо "собутыльниками", либо "объектами ненависти и отвращения", либо и вовсе вступают "в интимную близость". Особенностью именно сегодняшнего поэтического ландшафта является стремление к синкретизму, то есть сращиванию поэзии с другими видами искусства: театром, музыкой, кинематографом. Происходит это по причине неконкурентоспособности поэзии на рынке развлечений... Не думаю, что существуют единые вектор или акценты самарской поэзии. Скорее есть смысл говорить о нескольких тенденциях, ведущей из которых является обозначенное выше стремление к синкретизму. Нашу ситуацию я могу сравнить только с ситуацией в Тольятти, где, на мой взгляд, "охранители" и "новаторы" находятся в тесном взаимодействии, не в пример самарской четко обозначенной границе между сторонниками и противниками "Союза Писателей"».

С поэтами беседовал Илья ПОЛЯКОВ


 

Hosted by uCoz