<<<к содержанию

 

 

 

Асф-АльтЪ ИЗДАТ
текст прочитанный на книжном фестивале Самарская Чита 2012

а зачем вообще кому-то делать книги?
чтобы оказаться ближе к автору
чтобы съесть его воздух и украсть его сны
смотреть с ним одним глазом
чувствовать его силу и славу
забрать себе его время
и где-то там оставаясь грозно
в темноте иллюминировать звезды.
Г.К.

Асф-АльтЪ ИЗДАТ родился из «Красивого дворника», первой собственной книги. Друзья выбрали из моих машинописных текстов лучшее, набрали на компьютере, сверстали, а я растиражировал на ризографе 50 экз. А до этого была просто группа Асф-АльтЪ.
ИЗДАТЕЛЬСТВО получилось таким же шумным и бестолковым, без слуха и голоса. Однажды мы забрались в полузатопленную баржу на берегу Невы. И стали играть на гитарах. Не знаю, что думали люди снаружи. Но мы вошли в такой ажиотаж, что долго не могли остановиться. Действие было абсолютно бессмысленное, не рассчитанное на публику. Только железная разбитая баржа и набережная лейтенанта Шмидта думаю, тогда могли бы оценить нас по достоинству.
Потом были вторая, третья, четвертая книга и т.д. Самым важным на этом этапе было отсутствие в издательстве компьютера. Поэтому первые книги бесконечно множились с рукописных и коллажных оригиналов
В сквоте в Коломне, на окраине СПб, а затем в огромном расселенном доме на Садовой родилась вторая книга «ЧАЙ? КОЛОМ НА!». Оригинал-макет был рукописным, состоял из вырезанных буковок, кусочков афиш и прочего городского мусора. Там же началось сооружение книжных объектов из картонных коробок и фанеры: «Книга-коробка», «Книга-стол», «Книга-Дом». Все книги были сильно пропитаны ощущением городского «духа места», удобно разбирались и собирались, даже несли в себе какую-то таинственную функциональность.
Тогда же появились двухметровые книжные свитки-кулисы.
Все сделанные книжки тут же сдавались в книжный магазин галереи «Борей», где месяцами радостно прятались друг за другом.
Комментировать термин «Книга художника» очень трудно. Так называлась наша третья книга 2002 года. Есть Книга, и есть Художник, который ее полностью осуществил.
Мне нравится, когда книга излучает тепло. А взяв ее в руки испытываешь радость, как от встречи с чудом. Поэтому я так «ненавижу» Фотошоп и разные «мертвые» 3D картинки. Когда приходится что-то сильно тиражировать, то стараешься хотя бы обложку сделать вручную. И еще как-то прикоснуться к страницам. Я стараюсь делать «одушевленные» книги. Главное – книги должны держаться в руках, а не выскальзывать из них как банное мыло.
«Книга художника» – книга сделанная искренне. И с трепетом. Полная внутренней жизни. Бросающая вызов. Она протестует против сверхсерьезных издателей, против всех правил дизайна и верстки, против мастерства коллег – профессиональных иллюстраторов. Художник, как шахтер, вырубает пласты угля, двигаясь к центру горы. Поэтому это еще и «Книга шахтера».
«Книга художника» – художественный объект. Она архитектурна. Для нее важна конструкция. Получается это и «Книга архитектора» тоже.

В 2005 году в Санкт-Петербурге появился журнал неровной поэзии и графики «УХО ВАН ГОГА», который выходил раз в сезон. А затем раз в межсезонье
Буквы печатались без разрешения авторов. Картинки делались без Фотошопа. Каждое новое УХО не было похоже на предыдущее и делалось как последнее (или первое?).
Сейчас у УХА два или три почетных подписчика.
Оставшиеся УШИ аккуратно разложены по коробочкам – «большим» и «малым»
Спасибо всем ризографам и ксероксам СПБ, навсегда испорченным бациллой УХА.
Каждый номер был наделен темой. С ней связывалась графика и тексты.
Рисунки, дизайн, макет, верстку, проверку текстов на вирус, брошюровку, а так же подбрасывание УХА в крупнейшие музеи мира – выполнял, в свободное от основной работы время, специально придуманный печатник GIRSH.
Вышло всего 23 номера и еще 2 приложения к журналу.
Кажется, «УХО ВАН ГОГА» снова ожидают серьезные перемены. С каждым днем оно становилось всё тверже и тяжелее. Хочется, в конце концов, сделать УХО более подвижным и легким – просвечивающим насквозь.
В 2011 появилась серия «БИБЛИОТЕКА УХА ВАН ГОГА», которая призвана показать основных авторов журнала. Первая книга серии – Александра Цибуля «Стихи» /2011/. Вторая книга – «BenjiBenji». Третья – ГК «КРАСИВЫЙ ДВОРНИК 2» /2012/.

В 2007 году прошла большая персональная выставка Асф-АльтЪ ИЗДАТа «Книги художника» в музее «Царскосельская коллекция» в Пушкине. Почти все книги остались в музейной коллекции.

Все книги предназначены для кого-то. Более-менее определенно. Книги у меня сделаны в разных стилях. И держаться за какой-то один кажется скучным. Недавно мне захотелось попробовать себя в детской книге, и я перешел на ручную трафаретную печать акрилом, а она дает достаточно упрощенное ясное изображение. «Книга для Эстер» /2010/ книжка-раскладушка. Стихи в книге – темы будущих картин Эстер, иллюстрации – наглядные пособия, а вся книга – уроки творчества для нее.

Вторая «детская книга» «СТИЛИ» тоже сделана для Эстер. Кажется, сбылась мечта печатника и резчика GIRSHа – из книги почти удалось изгнать ТЕКСТ, но не удалось изгнать БУКВЫ.

Асф-АльтЪ ИЗДАТ любит сотрудничать с неизвестными авторами и один из них Сева Гуляев. Сева родился в 1989 году в Перми.
Первая книга с его стихами «БИБА ШОКА и БОБЯ БУБЯ» вышла в 2009 году тиражом 5 нумерованных экз.
Вторая книга Севы Гуляева «ПИБОДИ КУГОДИ» /2010/
Третья книга стихов Севы Гуляева «БЕСТИАРИЙ» /14 животных/ 2011 .

Несколько книжек я сделал по заказу. Из них мне ближе всего «ALBERT и SERGE»
До этого была книга «JACQUELINE»

Асф-АльтЪ ИЗДАТ интересует так же создание уникальных книжных объектов. Книг не для чтения. Книг – памятников или сооружений. К таким книгам относятся трехчастные книги с вырезанными окнами «Луна-Европа» и «Книга-Космос».

Серия «Non-fiction books» была сделана из подручных материалов во время сидения на ярмарке «Книга художника» в московском ЦДХ.

В 2009 Асф-АльтЪ ИЗДАТ выбрался из подполья на три книжные ярмарке в Москве. Там можно было лично увидеть своих читателей, услышать какие-то оценки, ну а если повезет, встретить мифических и загадочных коллекционеров «артбука». Постепенно  ярмарочная деятельность  стала превращаться в обычную рутинную работу и захотелось снова вернуться к своим балтийским болотам...

Приглашение в Самару очень обрадовало. Во-первых, это место проживания многих прекрасных художников, в том числе Саши Верёвкина. Во-вторых, порадовал внимательный подход организаторов к участникам. В-третьих, захотелось узнать, что же происходит вдали от усталых старых культурных столиц и как рождаются новые центры искусства.
Кажется, Самара постепенно становится одним из них.

Григорий КАЦНЕЛЬСОН


 

Hosted by uCoz