<<<к содержанию

САМАРСКИЙ АВАНГАРД:
СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЕЙ
О выставке «Течения»

Выставка преследует двоякую цель. С одной стороны, донести до широкой публики уже музеефицированные, но редко выставляемые артефакты, а с другой – выстроить в единую историческую линию набор произведений, еще не попавших ни в какие собрания, тем самым придав им некое музейное качество.
Первоначальная идея ретроспективы самарского авангардного искусства второй половины ХХ века довольно быстро переросла в замысел, сродни поэтическому. История – это текст. И коль скоро текст этот, применительно к местному искусству, лишь начинает писаться, почему бы не дополнить хронологию «лирикой»? Так последовательная канва локального арт-процесса разделилась на три этапа. Первый – «Истоки: Экспрессионизм. Неопримитивизм» – отсылает к советскому периоду. Второй – «Новые возможности: Беспредметность. Символизм» – основан на искусстве 90-х – начале нулевых. Наконец, «Современность: Объект. Новые медиа» - имеет дело с живым настоящим.
Затем эта линия преемственности разделилась не «поперек», а «вдоль» – на два потока, «экспрессионистский» и «аналитический». Аналитическую линию в самарском искусстве (Николай Шеин, Иван Карпунов, Валентин Белоусов, Николай Редкин, Роман Коржов, Владимир Кожанов, Владимир Логутов, Андрей Сяйлев, Александр Веревкин) на протяжении почти полувека отличал минимализм и схематизм визуального материала, тяготение к малым и «незрелищным» формам, и в целом – доминирование художественного приема над изображаемой предметностью.
В свою очередь, представители экспрессионистского «крыла» в среде местных авангардистов (Валентин Пурыгин, Вадим Сушко, Николай Кулебакин, Виктор Батьянов, Всеволод Рухмалев, Евгений Казнин, Фрол Весёлый) изначально ориентированы на предельную выразительность художественного жеста, свободное самовыражение творческой индивидуальности в ярких и разнообразных формах. На первый план здесь выходит само произведение, а не условия его восприятия, рефлексия которых характерна для представителей «аналитической» ветви.
Поэтичность этой концептуальной конструкции придали так называемые «пространства аналогии». То есть стены, на которых «рифмуются» друг с другом по две-три работы разных авторов, объединенные общим мотивом, формальным приемом, сюжетом и т.д. Так Николай Шеин вступил в перекличку с Владимиром Логутовым, Валентин Пурыгин – с Евгением Казниным, а Иван Карпунов – с Андреем Даниловым. Простое сравнение различных работ дает порой удивительные результаты. Например, можно заметить, что в большинстве картин «самарской аналитической школы», даже в самых абстрактных из них, есть горизонт. Появляясь в работах Шеина, Редкина, Коржова, Логутова и других, он структурирует каждую картину как ландшафт, на который издали смотрит некий очень условный «наблюдатель». А для экспрессионистской линии характерен, наоборот, опыт предельно близкого созерцания предметов (Рухмалёв, Сушко, Березин, Весёлый), вплоть до полного их превращения в огромные фактурные поверхности (Кулебакин, Доний, Коржова, Батьянов).
Единственное, чего самарское искусство явным образом сторонится – это воспроизведения «реальной» неприглядной повседневности. Натюрморты «Завтрак на двоих» Березина и «Мастерская» Сушко – исключения, но и они схематичны до символизма. А начиная с 90-х реальность пропадает совсем, уступая место сугубо художественным поискам.
Экспериментальное искусство в Самаре сохраняет свою эстетскую сущность до конца. Искусство здесь потому и больше чем просто эксперимент, что художественная сторона вбирает в себя и социальные, и политические, и критические содержания. Искусство в Самаре рассматривает современную жизнь, не отражая и критикуя ее, но противостоя, предъявляя себя ей. Главное орудие самарского «арта» – фактичность его присутствия. От самарского искусства «не открестишься», но его и не упрекнешь в спекуляциях на «горячих» или модных темах. Их здесь попросту нет. Есть эксперимент, вопреки провинциальности бэкграунда. Самарское искусство – это всегда «искусство вопреки».
Выставка «Течения» показывает, что так здесь было всегда. Член Союза художников, пейзажист Пурыгин создавал свои психоделические фантасмагории вопреки Союзу, невозможности выставляться, вопреки вопиющему несоответствию своих работ запросам эпохи. Так и экспериментаторы дня сегодняшнего работают вопреки отсутствию художественного образования в сфере современного искусства, вопреки неразвитости арт-рынка и почти полному отсутствию общественного интереса. «Течения» объединяют тех и других в пространстве импровизированного «музея самарского искусства», трактующего множественность персональных творческих стратегий как звенья единой художественной истории.

Константин ЗАЦЕПИН,
консультант выставки «Течения», соавтор ее концепции
Фото Вячеслава САМОЙЛОВА

 

 

Hosted by uCoz