<<<к содержанию

Музыка неизвестного происхождения

Зигмар Польке (1941-2010)

В Самарском областном художественном музее прошла выставка немецкого художника Зигмара Польке от Института Гёте. Из сорока присланных гуашей 1996 года в пространстве музейного лектория удалось разместить около тридцати. Экспозиционная трактовка устроила не всех – крупные, станкового типа работы сгруппированы на трех стенах, а также расположены у окон в пространстве на сквозных металлических рамах. В некотором роде их положение здесь не отличается стабильностью – они словно перемещаются по ним, подпрыгивают, «пляшут». Конечно, самым простым было бы вытянуть их в цепочку в традиционной академической развеске – как это принято в «уважающих себя» музеях классического искусства. В данном случае экспозиция сложилась по наитию: подспудно напросившаяся ассоциация «Польке – полька» и само название выставки «Музыка неизвестного происхождения» – обусловили «легкомысленность» игры кураторов с вещами. Откуда произошла эта музыка, вроде бы прояснилось – без постмодернизма явно не обошлось.
Сам Польке, начиная работать в 1960-е годы, вместе со своими товарищами, выпускниками Дюссельдорфской академии художеств вошел в последующую, после Йозефа Бойса, генерацию художников и придумал направление «капиталистический реализм» – явно в пику реализму социалистическому. Как характеризует его Милена Орлова в «Коммерсанте», это был несколько противоестественный альянс американского поп-арта и социалистического реализма, с которым Польке как выходец из Восточной Германии имел свои счеты. Радикальному политическому активизму Бойса они предпочли углубление в гущу повседневной жизни, разумеется, на свой манер.
Надо сказать, что в творчестве Польке оказался переосмысленным характерный для всего немецкого искусства прием: через гипертрофированную, гротескную форму подводить шокированного зрителя к глубоким философским смыслам – онтологическому, экзистенциальному. Для примера можно выстроить многовековую цепочку – от варварского искусства германских племен к как будто сведенным судорогой скульптурам романских соборов; далее – к «Мертвому Христу»
Г. Гольбейна, и, во времена романтизма – к опустошенным, бесчеловечным пространствам К.Д. Фридриха; в начале ХХ века – к трагическим гротескам экспрессионистов группы «Мост». Апокалиптический апофеоз мерзкого и страшного проявился в творчестве Отто Дикса, который, казалось бы, заклеймил все человеческие пороки ХХ века.
Многие же смыслы эмоционально-благодушных работ Польке, казалось бы, демонстративно лежат в плоскости повседневного существования немецкого обывателя 1990-х-потребителя массовой культуры. Его графика не критикует социум в лоб, но подспудно выявляет его скрытую абсурдность. Для посвященного доля иронии здесь велика, но, к сожалению, иностранный зритель (даже если он и бывал в Германии и владеет немецким в какой-то степени) не в состоянии почувствовать оттенков специфического колорита как самой немецкой реальности, так и словесных комментариев автора к каждому листу. Последние служат в качестве пространных названий работ. К сожалению, переводы текстов на русский оставляют желать лучшего.
Можно выделить два основных визуальных источника, которыми пользуется автор: газетные фотографии и фрагменты старинных гравюр. Часто в пределах одной работы они сосуществуют с чисто абстрактными формами, наслаиваясь друг на друга, как будто всплывая на поверхность и вновь уходя на глубину, меняясь местами. Кажется, автор хочет синтезировать сгусток неких визуальных представлений современного немецкого обывателя, носителя клипового сознания.
Обращаясь к газетным фотографиям, Польке придает новые образные возможности газетному растру, увеличивая его черные точки и разрежая расстояние между ними. Он зачастую использует их как носителей некоего лирического эмоционального начала. Так, к примеру, происходит в работе с изображением идущей по улице призрачной пары, утрачивающей телесность, на наших глазах «превращающейся» в некий протекающий сгусток. Он напоминает капли дождя, сбившиеся на лобовом стекле автомобиля.
Известно, что Польке был большим экспериментатором в искусстве. О нем говорили как об «алхимике». Чтобы оживить свои работы, он применял различные материалы, пропитывал ткани особыми составами, делая их прозрачными, подчас используя «адские смеси», в которые входили ядовитые вещества. В 1986 году на Венецианской биеннале он нарисовал на стене павильона Германии абстрактную композицию, краски которой менялись в зависимости от освещенности, времени суток, влажности, температуры воздуха. Таким образом, композиция в некотором роде была похожа на загадочное живое существо…
В своих абстрактных композициях автор сознательно полагается на волю «Случая» – Zufall, который для многих художников ХХ века стал ведущим принципом творчества. Польке использует здесь элементы «дриппинга» – разбрызгивания краски по холсту, который, как известно, впервые применил Дж. Полок. Эти работы – напоминающие «живые организмы» – создавались путем множественных поворотов листа вокруг его оси. Краска растекалась в разных направлениях, образуя «живую» сетку, которая вызывает ассоциации с растениями, микроорганизмами. Иногда изображения напоминают сфотографированные с самолета участки Земли с поймами рек, бескрайними полями льда у Северного полюса… Менее привязанная к немецкой повседневной реальности, эта игра с формами, наверное, будет понятнее нашему зрителю.
«Картины тоже обижаются, если на них никто не смотрит», – говорил художник…

Татьяна ПЕТРОВА

 

Hosted by uCoz