<<<к содержанию

 

 

ВОЛШЕБСТВО АРМИДЫ

Реконструкцию первоначального художественного оформления балета «Павильон Армиды», созданного в 1907 году А.Н. Бенуа, осуществил историк моды Александр Васильев.

Спектакль «Павильон Армиды» появился в репертуаре Самарского академического театра оперы и балета в 1999 году, когда балетной труппой руководил Н.А. Долгушин. Именно этот известный хореограф и великолепный «реставратор» классического наследия одним из первых проявил интерес к возобновлению в балетном репертуаре произведений Серебряного века. «Жар-птица» И. Стравинского, «Сильфиды» Ф. Шопена и «Павильон Армиды» Н. Черепнина, собранные им в один вечер «Русские балеты Серебряного века», в конце ХХ века предстали на самарской сцене в сюитно-фрагментарной форме.
Следуя своим убеждениям, балетмейстер воссоздал аромат и поэтическую атмосферу далекой эпохи. Он не стремился реконструировать все компоненты спектакля дягилевской антрепризы, главным в его работе являлось воспроизведение авторской хореографии М. Фокина. Н. Долгушин сам создал и художественное оформление спектаклей – свободные парафразы по эскизам А. Бенуа, А. Головина и Л. Бакста. Однако на основе отдельных элементов балета зрителям было непросто составить представление об изначальной красочности «Павильона Армиды».
2012 год внёс новые тенденции в постановку спектакля. Над балетом работали педагоги-репетиторы, заслуженные артистки России Ольга Бараховская и Валентина Пономаренко – исполнительницы главной партии в спектакле Н. Долгушина, а также заслуженный артист России Геннадий Акачёнок. Они бережно сохранили особенности хореографического решения «Павильона Армиды», подготовив с молодыми солистами труппы все танцы, разучив мизансцены и пантомимические эпизоды.
Реконструкцию первоначального художественного оформления балета, созданного в 1907 году А.Н. Бенуа, осуществил историк моды Александр Васильев. Костюмы и декорации художник создавал с учётом особенностей ткани и живописной техники прошлого столетия.
Самарский театр, таким образом, вернул публике точно и подробно восстановленный балет – шедевр российского музыкально-театрального искусства, в свое время поразивший Европу глубиной и смелостью содержания, удивительным слиянием всех компонентов спектакля.
Спектакль, когда-то вскруживший головы парижан пеной кринолинов, перьев и галунов, восхитивший чудесами искусства театральной машинерии и виртуозностью танца, покорил сердца самарских зрителей.
Премьера балета 20 и 21 октября собрала в театре полный зал. «Павильону Армиды» предшествовал одноактный балет «Шопениана». Лирико-созерцательное настроение этой романтической грёзы стало основой для погружения в таинственно-загадочный мир старинной легенды.
В основе содержания балета – полюбившаяся А.Н. Бенуа новелла Т. Готье «Омфала», в которой действительность и фантастика переплелись в неразрывное целое, пропитанное эротикой и иронией. Либретто, созданное Александром Бенуа, обогатило романтическую историю драматическим мотивом борьбы Любви и Времени, насытило аллюзиями с символическими образами российской литературы начала ХХ века. Таинственной ночью изображенная на гобелене роковая красавица Армида оживает: она превращает старинный павильон в благоухающий сад и покоряет сердце Виконта де Божанси.
Спектакль в Самарском театре – утонченная стилизация французского «золотого века», будто сошедшая с картин Ватто история роскошных дам и галантных кавалеров, наперсниц и пажей, – не оставил равнодушным ни одного зрителя. Словно волшебная музыкальная шкатулка, миниатюрная и отточенная во всех своих деталях, распахнулась перед зрителями сцена и представила взору живописную картину: павильон в светло-коричневых тонах, гобелен на стене и отдыхающего в кресле Виконта.
Центральной частью балета стала развернутая сцена разнохарактерных танцев в саду прекрасной Армиды. Декорации изображали дворец очаровательной волшебницы, скрытый в тени деревьев с окружающими его живописными пирамидальными фонтанами, напоминающими фонтаны версальского парка. Журчание струй воды казалось реалистичным – настолько красочна была звукопись оркестровых пассажей.
Дирижер Е. Хохлов подчеркнул импрессионистическую красочность музыки Н. Черепнина, стряхнув с нее налёт вековой давности. Трепетные репетиции струнных, одухотворенные соло, экзальтированность оркестрового тутти стали служить общей идее поклонения красоте. Музыка балета, выдержанная в романтическом стиле, интонационно родственная балетным партитурам Чайковского и Глазунова, зазвучала свежо и выразительно, с проникновенными соло флейты, валторны, трубы и виолончели. Контрастные номера слились в единую танцевальную сюиту: прозрачная оркестровая фактура трио наперсниц, гротесково-ухающие басы танца арапчат, трепетная мелодия вариации Армиды.
Интересной показалась хореографическая «перекличка» двух балетов одного вечера. В «Шопениане» мечтательного поэта окружали две сильфиды – солистки. В «Павильоне Армиды» движениям роковой красавицы страстно внимали два поклонника – Раб и Рыцарь-Виконт. Исполнение главных партий балета стало большой удачей солистов театра. Виктор Мулыгин был порывист и страстен в партии Раба Армиды; Александр Петриченко выразительно передал пылкий характер молодого Виконта в виртуозной вариации и грациозной пластике мизансцен. С царственной торжественностью, картинной замедленностью исполнила партию Армиды обаятельная Екатерина Первушина. Яркий запоминающийся образ создал Дмитрий Голубев – обладатель выразительной мимики, блестящий артист характерного танца.
Несколько непонятным показался сюжет балета. Исполнение партии Маркиза, владетеля павильона и слуги Виконта одним артистом; изъятие первой картины балета (Виконт, застигнутый грозой, вынужден искать приюта у Маркиза) и сокращение финальной сцены не позволили зрителям оценить тонкость и поэтичность этой истории. Но так ли важен в балете сюжет? Ответом на этот вопрос может стать бессюжетная «Шопениана» – балет, любимый зрителями всего мира.
«Павильон Армиды» в Самаре стал чудесным спектаклем, в котором живописно-драматургическая основа определяет облик спектакля, а музыка и танец вступают в гармоничное содружество, чтобы доставить зрителям неизъяснимое наслаждение.

Анна ЛАЗАНЧИНА
Фото Дмитрия ВИНОГРАДОВА

 

Hosted by uCoz