<<<к содержанию

КУЛЬТУРА. Итоги года

 

Подведение итогов года – слишком обязательная вещь, чтобы быть серьёзной. К ней я отношусь как к личной забаве, которая, тем не менее, сможет вызвать интерес у моих знакомых и тех, кто в этих итогах отмечен. А так вышло, что мои знакомые – люди, к культуре небезразличные. Может быть, им будет любопытно.
Значимые культурные события – это те события, которые укладываются в некий существенный для тебя образ культуры. Для кого-то культура до сих пор – часть просветительского проекта. Тогда этот кто-то ценит оперные и театральные постановки, симфонические концерты или академические выставки. Для кого-то культура – это, прежде всего, область досуга. Этот кто-то также может посетить оперный театр, но все-таки чаще ходит на концерты популярной музыки или в киномоллы.
Мысль о том, что культура благодаря Интернету превратилась в кашу, где больше никакие иерархии не работают и границы отменены – слишком утопична. Границы есть. И в этом году они стали причиной многих скандалов. Идея же о правильности только одной из культурных форм, наоборот, пугает своей архаичностью. Чтобы подвести итоги, надо просто отмечать, что понравилось лично тебе. Кто такой ты? Ты – это твое воспитание, твое образование, твоя эпоха, твои друзья, твой темперамент, твой интеллект и твой вкус. Примерно так выглядит портрет личности на странице социальной сети. Эти компоненты и определяют твой образ культуры. А твои «культурные события» и «итоги года» характеризуют тебя в большей степени, чем культуру. Культура в любом случае больше тебя.
1. Год начался с показа в кинотеатрах фильма Сергея Лобана «Шапито-Шоу». В киноклубе «Ракурс» случился аншлаг. Молодые современные люди, которые накануне в декабре переживали вспышку политического энтузиазма, ходили на этот фильм по нескольку раз, как завороженные. Почему? «Нравится», – отвечали они. Фильм смотрится легко, но простым его никак назвать нельзя. Три с половиной часа нежанрового кино – вряд ли признак простоты. Безусловно, это кино каким-то образом (не совсем ясно, каким) отражает мироощущение современного поколения 20-летних. Фильм разошелся на цитаты. Песни из него заполнили музыкальные хранилища пользователей социальной сети «Вконтакте». «Рожденный ползать доползёт до края земли. Рожденный летать улетит в космос». Герои фильма живут частными проблемами, но, когда следишь за ними, возникает ощущение, что настоящая жизнь происходит именно здесь.
2. В 2012 году прекратили свою работу несколько культурных институций. Некоторые из них к концу года восстановили свою деятельность. Но событийная насыщенность культурной жизни определённых социальных групп ощутимо понизилась. Попросту говоря, ходить стало некуда. Мы живём в миллионном городе. Город становится современным тогда, когда люди в нём интенсивно коммунициируют. И эта коммуникация не может ограничиваться Интернетом. Видимый эффект дает только он-лайновая коммуникация. Встречи, выставки, концерты – успех, увы, определяется всё-таки количеством публики. А публика перестаёт ходить куда-либо, когда ходить некуда. Не надо недооценивать значимость тусовки. Тусовке посещать выставку не прикажешь. А если уж она пришла – значит, сработало. Фактор тусовки можно сравнить с климатом. Его не изменишь, но влияние его огромно.
2011 год, казалось, будет поворотным, Казалось, что Самара уже достигла если не столичного уровня, то уровня миллионного города по ощущению насыщенности культурной жизни. Но… нет. Всё вернулось на прежние позиции. И опять можно развивать, идти вперёд или катить камень в гору.
3. Для молодого жителя крупного города мысль о том, что всё происходит не здесь, а где-то там порой бывает мучительна. Он даже готов уехать «туда», где жизнь, где иной ритм, где больше людей, больше денег. Он и уезжает. Вернее, продолжает уезжать. Есть другая, реакционная позиция: жизнь – она здесь. Здесь всё самое великое, здесь «красота родного края», здесь «подлинное искусство». Утверждение собственной идентичности воспроизводит механизм антиколониальной борьбы. Её фронт – это прежде всего культура. Но культурный регионализм может быть не только агрессивно-патриотическим, но и цивилизованным. Если нет традиции, то можно её создать. Но делать это можно без охранительного пафоса. В 2012 году выставка авангардного искусства «Течения» в музее Алабина показала, что региональное, местное искусство можно показать интересно. Contemporary art может сосуществовать с живописью советского времени в едином нарративе «сконструированной истории». В сходной форме был отмечен в Художественном музее юбилей классика самарской живописи Валентина Пурыгина.
4. Культура – это не только институции, но и люди, которые обладают энергией и осознают свою деятельность не только как профессию, но и как миссию. Виталий Лехциер вместе с Сергеем Лейбградом возобновил вестник современного искусства «Цирк "Олимп"», теперь «Цирк "Олимп"» совместно с литературным музеем
привозит сюда известных писателей. В этом году приехали Линор Горалик и Станислав Львовский. Виктория Сушко уже во второй раз провела в «Арт-центре» книжный фестиваль «Чита», где были и писатели, и издатели, и мастер-классы. Свой фестиваль «нон-фикшн» у нас уже имеет традицию. Елена Богатырева инициировала и организовала фестиваль «ЛитерАрт», куда приехали поэты из других российских городов. По-прежнему деятельны Роман и Неля Коржовы, которые продолжают в непростой ситуации развивать поле современного искусства. Анатолий Гайдук, который когда-то основал андерграундную галерею «11 комнат» теперь со своими соратниками работает над масштабным он-лайновым проектом и успевает делать по его мотивам выставки.
5. Культура – это не только прошлое, но и будущее. К культуре можно отнести те новые «варварские» формы, которые логически называть культурами, а не Культурой. Социальные сети продолжают опутывать тяжело дышащее тело той Культуры, об эрозии которой так любят жаловаться в телевизионных ток-шоу. Этот процесс можно отследить и в нашем городе. Весь год в публичной сфере спорили о граффити и стрит-арте. Корявый тэг, нанесённый на фасад архитектурного памятника, стал символом борьбы Культуры и нового, пока ещё не подчинённого контролю власти, варварства. Но варварство – это не обязательно вандализм (как в случае с тэгами). Варварство – это и концерт рэп-группы «Макулатура», и выступление Олега Лёгкого, который под гитару поет 40-секундные песни про рыб.
Очарование варварством – это когда кандидат наук посещает концерты молодых групп, которые принято называть «хипстерскими», и не видит в этом ничего зазорного. Почти все модные группы этой волны побывали в этом году в Самаре: Pompeya, Tesla boy, Retuses, Mujuise, Обе две. В конце года в Самаре снова выступал сетевой поэт Владимир Горохов и его «учитель» Герман Лукомников («Любовь добра полюбишь и бобра» – его стихотворение). На вечер пришло не больше 10 человек. Примитивистская (почти варварская) поэзия, которая когда-то гремела в столичных клубах, теперь кажется абсолютно элитарной. Образ культуры сначала меняется у нас на глазах, но потом уже неизменно трансформируется в наших головах. И процесс этот всё идёт и идёт. И итоги года, в сущности, всегда одни и те же.

Илья САМОРУКОВ

 

Hosted by uCoz