<<<к содержанию

 

 

Сергей Февралёв:
«Орда» – это предупреждение
об опасности

– Когда ко мне подходят после просмотра кинокартины «Орда» со словами благодарности за красивые декорации, я расстраиваюсь. Значит всё, что я сделал в этой картине, напрасно. Я не занимался украшательством. Я хотел высказаться.
А некоторые говорят: «Вы знаете, меня волнует эта же проблема…» – и начинают рассказывать о личной истории, или о мыслях, которые мучают, или хотя бы и о политике… Кино в этих людях что-то затронуло, на что-то натолкнуло, что-то объяснило. И только тогда я понимаю, что больше года круглосуточной работы меня и моей команды не напрасны.
О чем фильм «Орда»?
Когда-то мы стояли на распутье между Европой и Азией.
Став вассалами Орды, мы сначала были вынуждены налаживать отношения.
Потом научились ордынской культуре ведения политики.
Потом выстроили государственное устройство по их законам.
А потом мы и сами стали Ордой.
Мы научились подчинять себе другие народы.
Мы стали навязывать всем своё государственное устройство.
Наше политическое устройство – своячество, семейственность, клановость.
И чем мы сейчас отличаемся от нас тогда?
В фильме «Орда» авторами проведено множество параллелей между устройством, обычаями, мироощущением великого государства середины XIV века и устройством, обычаями, мироощущением не менее великого государства начала XXI века.
Мы и есть Орда.
О чем еще этот фильм?
Читаешь о столице Орды Сарай-Бату воспоминания путешественников: крупнейший город мира в 100 тысяч человек населения. Дворцы, мечети, мастерские, водоснабжение, отопление и даже общественные туалеты.
Сидишь в фондах музеев, изучая потрясающие обломки, украшавшие стены ордынской столицы: великолепные изразцы, панджары с цветным стеклом, тончайший ганч, расписное дерево…
А что говорить об искуснейшей утвари и предметах быта, одежде и оружии.
Потом едешь на место раскопок в Астраханскую область в село Селитренное, перед тобой предстаёт голая степь в 21 квадратный километр и больше ничего.
Невозможно представить, что здесь некогда был огромный город.
В фильме «Орда» город Сарай-Бату как сконцентрированный образ всего государства построен так, как будто бы завтра ему суждено рухнуть. Монголы, как дети, строящие на берегу башни из песка, не подозревают, что волна обязательно подмоет их постройки.
Сарай-Бату – это город из песка, который смоет волна истории.
Когда ты искренне веришь в цикличность истории, ты задаешь себе вопросы.
Как такое великое государство могло кануть в Лету?
В чём была ошибка, которая привела к распаду и полному уничтожению страны?
Что они сделали не так, что на долгие годы мы постарались забыть эту часть истории?
И почему мы сегодня так похожи на Орду периода начала распада?
И что нам сделать, чтобы о нас не вспоминали по обломкам?
Что нам сделать, чтобы наши города не превратились в голую степь?
Что нам сделать, чтобы нашу историю человечество не постаралось бы забыть?
Какой урок мы могли бы вынести из событий, показанных в фильме «Орда»?
Фильм «Орда» – это субъективное авторское предупреждение об опасности, предсказание возможных последствий, которые обязательно постигнут каждого, кто примет Орду в себя. Если мы Орда, то неминуема смерть нашей государственности, нашей культуры, нашей истории.
Если мы – Орда, то мы погибли.

Все эти мысли (и еще многие другие) очень волновали меня во время работы над фильмом «Орда», и я как художник старался их визуализировать, придать им форму, цвет, фактуру. Есть ощущение, что у меня не всё получилось, иначе бы эта кинокартина перевернула мир. Но пока что он стоит на всё тех же китах, Земля такая же плоская, а за линией горизонта нашего восприятия живут люди с собачьими головами.

Справка

Сергей Февралёв
Художник театра и кино

Родился 05.01.1973 в Куйбышеве (Самаре)
Учился в средней школе № 48.
Закончил Самарский государственный педагогический университет, отделение «Театр и МХК».
Служил театральным художником (около 30 постановок).
Переехал в Москву в 2004 году.
Поступил на курсы Мосфильма.
Работал художником-декоратором на картинах:
2006 АНДЕРСЕН. ЖИЗНЬ БЕЗ ЛЮБВИ (реж. Э. Рязанов), полный метр
2006 КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ – 2 (реж. Э. Рязанов), телефильм
Дослужился до художника на фильме:
2008 ИСЧЕЗНУВШАЯ ИМПЕРИЯ (реж. К. Шахназаров), полный метр
Как самостоятельный художник-постановщик принимал участие в картинах:
2008 ВСЕ МОГУТ КОРОЛИ (реж. А. Черняев), полный метр
2008 УЛЕТАЮЩИЙ МОНАХОВ (реж. А. Дзюбло), сериал
2009 ИВАН ГРОЗНЫЙ (реж. А. Эшпай), сериал
2009 ЛЮДИ ДОБРЫЕ (реж. А. Карелин), полный метр
2009 КИТАЙСКАЯ БАБУШКА (реж. В. Тумаев), полный метр
2009 ПАРТИЯ В БРИДЖ (реж. А. Карелин), полный метр
2012 БЕЛЫЙ ТИГР (реж. К. Шахназаров), полный метр
2012 В ОКРУЖЕНИИ (реж. К. Шахназаров), короткий метр
2012 ОРДА (реж. А. Прошкин), полный метр

 

 

Hosted by uCoz