<<<к содержанию

 

 

 

Жемчужина Поволжья

Государственный Волжский русский народный хор им. П.М. Милославова – такое длинное официальное название носит этот уникальный коллектив. Ровно 60 лет исполнилось хору в этом году. Сегодня он имеет обширный репертуар, исполняет народные и академические произведения, духовную музыку. Секрет его популярности – в синтезе вокального, танцевального и инструментального мастерства, в неистощимом богатстве творчества хормейстеров, постановщиков и исполнителей. Волжский народный хор по праву считается визитной карточкой Самарской губернии, достойно представляя её в России и за рубежом.
Имена Петра Милославова, Григория Пономаренко, Михаила Чумакова, Леонида Журавля, Вениамина Бурыгина, Александра Савельева, Григория Векшина, Владимира Модзолевского навечно вписаны в историю хора.

Они были первыми
Пётр Михайлович Милославов родился 7 сентября 1898 года в селе Никольском Камышинского уезда Саратовской губернии в семье священника и сельской учительницы. Его мать играла на фортепиано и хорошо пела; отец любил петь канты, романсы, народные песни. От природы музыкально одаренный, Пётр Милославов связал свою судьбу с народным творчеством. Учась в Саратовском университете, Милославов занимался в консерватории, дирижировал городским хором, служил учителем пения в Петровском районном педагогическом техникуме. В 1932 году хор под его управлением успешно выступил на Первом Всесоюзном смотре в Москве. Талантливого музыканта пригласили работать во Всесоюзный Дом народного творчества им. Н.К. Крупской. Он участвует в организации областных, республиканских, всесоюзных фестивалей народного искусства, смотров-конкурсов творческих коллективов, проводит семинары и курсы повышения квалификации руководителей хоров...
Пётр Михайлович прошел Великую Отечественную войну с первого до последнего дня, был ранен, награжден орденом Красной Звезды и многими медалями. Долгое время работал хормейстером-консультантом Всесоюзного Дома народного творчества. Во время поездок по стране он знакомился с народным песенным наследием. Неслучайно создание Волжского народного хора поручили именно ему. В состав хора он ввел всю палитру голосов – от высоких сопрано до низких басов, что позволяло исполнять не только народные песни, но и классическую хоровую музыку. И публика, и придирчивые музыкальные критики восторженно приветствовали появление молодого коллектива, совершенно нового, не похожего на других.
Пётр Михайлович обладал особым чутьем находить одаренных людей и единомышленников. Так среди его соратников и помощников оказались опытные специалисты из Воронежского хора: В. Ефимов, М. Чернышов, будущий преемник М. Чумаков.
Михаил Дмитриевич Чумаков родился в сибирской деревне Темь, в семье пастуха. В детстве долгими вечерами он слушал, как мать за рукоделием пела грустные, нежные и простые народные песни. А днем, когда оставался дома один, брал баян старшего брата и подбирал к этим песням аккомпанемент. Мальчику тогда было всего шесть лет. Позже он посещал кружок юных баянистов в Кузбассе. Руководитель кружка Андрей Алексеевич Длугоканский сумел привить ему настоящую любовь к музыке. Михаил поступил в Свердловское музыкальное училище имени Чайковского, где вскоре стал получать стипендию имени Пушкина, а весной 1941 года успешно сдал выпускные экзамены по классу баяна. Во время войны он играл в ансамбле Уральского военного округа. Потом в Москве окончил теоретико-композиторское отделение музыкального училища, а затем заочно – дирижерско-хоровой факультет Института имени Гнесиных.
В основе композиторской деятельности Михаила Чумакова – народная музыка, интонации русских народных песен. Многие из его творений вошли в репертуар Волжского хора, среди них известные «Ой, ты зоренька-зарянка», «Засиделась одна», «Дунин жених» и другие. Именно в этом коллективе композитор приобрел богатый хормейстерский опыт, и совсем неудивительно, что после ухода на пенсию П. Милославова Михаил Чумаков становится главным хормейстером Волжского народного хора, продолжая и развивая традиции его основателя.
Особое место в истории Волжского хора занимает талантливый композитор Григорий Пономаренко, обогативший репертуар ансамбля новыми песнями, которые звучат до сих пор. Григорий Фёдорович Пономаренко родился и вырос в украинском селе Моровск Черниговской области. С замиранием сердца слушал мальчик, как поет под собственный аккомпанемент его дядя Максим Терентьевич, знаменитый баянных дел мастер. Ему отец отдал семилетнего Гриця в ученики. Дядя Максим стал для него первым и единственным учителем музыки: мальчик часами просиживал с баяном, подбирая мелодии родного села. Со временем он самостоятельно одолел нотную грамоту. Участвовал в конкурсах, олимпиадах, работал в клубе баянистом. А когда пришла пора служить в армии, оказался в ансамбле погранвойск Украины. С ним он прошёл всю Великую Отечественную, в исполнении ансамбля прозвучали его первые песни.
После войны поехал в Москву, где был принят баянистом в знаменитый оркестр русских народных инструментов им. Н. Осипова. В Москве он и познакомился с Милославовым, показал ему свои песни, которые порадовали мэтра мелодической свободой и раскованностью. В 1952 году Пётр Михайлович приглашает Пономаренко работать музыкальным руководителем и композитором в только что созданный хор. Правда, жена решительно отказалась ехать в Куйбышев. А Григорий Фёдорович не мог налюбоваться Волгой, надышаться её воздухом. Работа в хоре увлекла его навсегда. И скоро он становится автором произведений, по которым узнавали Волжский хор, в которых легко угадывался музыкальный почерк автора. Как объяснить такой феномен, что молодой человек из украинского села успел усвоить интонации и ритмы Поволжья?
По совету и настоянию Милославова Пономаренко немало поездил по разным районам Поволжья, встречался с народными исполнителями, слушал и записывал песни, частушки, наигрыши, стараясь слухом и сердцем уловить наиболее самобытные, неповторимые мелодические повороты, поражаясь, как неразрывно связаны в народных песнях слова и музыка.
Редкая мелодическая одарённость позволяла Пономаренко в рамках одного музыкального стиля быть очень разным. Поразительно, но в своих мелодиях, сотканных из волжских интонаций, Пономаренко нигде не цитирует народных попевок и песен.
Нотная бумага и карандаш были с ним всегда и везде, даже когда он шёл просто купаться на Волгу или переправлялся на другой её берег. Он мог, вскочив с постели, забыв одеться и позавтракать, сесть за баян, чтобы не упустить пригрезившуюся ему мелодию или наигрыш, и работать над ней много часов подряд.
К моменту ухода из хора Пономаренко уже был знаменитым композитором. Слава его умножалась, но никогда он не забывал своей творческой колыбели: Самары, Волги, Волжского народного хора.
В 1997 году в Самаре на улице Фрунзе была открыта мемориальная доска: «В этом доме с 1952 по 1962 год жил и творил народный артист СССР, композитор Пономаренко Григорий Фёдорович».

День сегодняшний
С того же года коллективом руководит заслуженный работник культуры России Владимир Пахомов, сохраняя поистине золотой творческий фонд, накопленный десятилетиями. С ним мы встретились в перерыве между репетициями.

– Владимир Иванович, как состоялось ваше знакомство с хором, как всё началось для вас?
– Наше первое знакомство состоялось в 1996-м году, когда я приехал в Самару из Новокуйбышевска, где до этого руководил самодеятельным коллективом, который уже знали в области. Так что определённый опыт у меня был. А через год меня приняли сюда на работу. Нужен был художественный руководитель, и мою кандидатуру утвердили, хотя до этого переговоры шли почти год. Выходит, у меня тоже юбилей – 15 лет в хоре.
– Вы начали свою работу в хоре, когда страна переживала трудное время. Вас не пугали финансовые и организационные трудности?
– Я сознавал ответственность, которая легла на мои плечи. Но, как говорится, взялся за гуж… Вообще, на работе легко не бывает. Есть ещё одна народная мудрость, помогавшая нам все эти годы жить и добиваться определённых успехов: дорогу осилит идущий. Этому принципу мы и стараемся следовать.
– Официальная дата основания Волжского хора – февраль 1952 года. Значит, вы уже отметили свой юбилей?
– Нет еще, торжественно отмечать будем в декабре, а пока готовимся, репетируем.
– По традиции, к юбилею подводятся какие-то итоги.
– Говорить об этом можно много: 60 лет все-таки. История хора, несомненно, заслуживает подробного изложения, целой книги. Но главное – коллектив жив и, я надеюсь, будет жить еще многие годы. К нам пришла талантливая молодёжь, работаем над расширением и качественным изменением репертуара. Сейчас мы исполняем множество разноплановых произведений, в том числе литературно-музыкальные и вокально-хореографические композиции: «Жемчужина Поволжья», «Мы на Волге живем хорошо», «Легенда седых Жигулей», а также самые разнообразные программы – военная «Поклонимся великим тем годам», детская «Аленький цветочек». Исполняет хор и духовную музыку. В творческом портфеле оркестра есть место и классике, и традиционному народному репертуару. Почётное место принадлежит любимым широкой аудиторией жанрам – народной песне и романсу.
– Кого бы вы хотели сегодня отметить из тех, кто составляет «фундамент» хора?
– У нас работают и заслуженные профессионалы, и талантливая молодежь: народный артист России Валерий Паршин, заслуженный артист России Николай Шмаков, лауреаты международного фестиваля-конкурса артисты балета Елена и Дмитрий Сульковы, лауреат XV Межрегионального конкурса профессионального мастерства Оксана Сидорова, лауреат международного конкурса Гульнара Хабибуллина, лауреат премии «Благодарность и уважение» Василий Карманов, лауреат международного фестиваля-конкурса Елена Плотникова, лауреат всероссийских конкурсов Иван Мельников, лауреат международного конкурса Ринат Хабибуллин…
При Волжском хоре создан и успешно работает оркестр народных инструментов «Виртуозы Самары». Основатель – заслуженный деятель искусств России, профессор Евгений Михайлович Лакирев.
– Вы по-прежнему много гастролируете?
– А как же без этого! Мы много ездим по России, выезжаем за рубеж, участвуем в профессиональных фестивалях и конкурсах. При поддержке областного министерства культуры ежегодно проводим Всероссийский фестиваль народного творчества «Волга в сердце впадает моё…» Выступаем в городах и селах Самарской области, знакомим жителей губернии с лучшими номерами песенного и танцевального творчества народов Поволжья.
Ровно 10 лет назад, к нашему 50-летнему юбилею, мы совершили большое турне по Китаю. Нам был оказан удивительно тёплый прием. Это уже в прошлом, но до сих пор впечатления от той поездки не изгладились. Оказалось, что китайцы знакомы с русским фольклором чуть ли не лучше самих русских, они дружно подпевали хору и знали все слова, подпевали нашей «Катюше» и «Подмосковным вечерам».
– Вы с оптимизмом смотрите в будущее?
– Только так. Иначе – уныние, застой. Ведь юбилей – не только повод вспоминать, он дает стимул мечтать и побеждать.

Государственный Волжский русский народный хор имени П.М. Милославова продолжает свою славную биографию. Концерты коллектива – всегда праздник. Это эмоциональный, полный радости жизни мир, который артисты дарят зрителям.

Юрий ХМЕЛЬНИЦКИЙ
Фото Вячеслава САМОЙЛОВА
и из архива Волжского народного хора

 

 

Hosted by uCoz