Усадьба Курлиных
г. Самара, ул. Фрунзе, 159
Типология: городская купеческая усадьба,
включавшая строения жилого
и хозяйственного назначения
Автор: архитектор А.У. Зеленко
Год постройки: 1903
Объем вырастает из объема и демонстрирует – то барельеф в виде женской головки, то удивительно пропорциональные керамические панно, то тонкую ветвь растительного орнамента. Особняк Курлиных – пожалуй, лучшее произведение русского модерна в Самаре – расположен на пересечении двух оживленных улиц и словно разворачивается перед зрителем своими фасадами, представляющими сложные композиционные построения.
По плану города Самары 1851 года застройка квартала, ограниченного улицами Алексеевской (современной Красноармейской), Саратовской (современной Фрунзе), Москательной (современной Льва Толстого) и Николаевской (современной Чапаевской), была неоднородной. Часть квартала, ориентированная к юго-востоку, имела более мелкую нарезку домовладений с небольшими деревянными строениями. В середине квартала застройка вообще отсутствовала.
Первые сведения о владельцах относятся к 1868 году – участок принадлежал майору Ростиславу Андреевичу Данненбергу, который имел здесь деревянный дом с антресолью и надворным строением. Размеры усадебного места составляли 20 саженей по ул. Саратовской.
В 1879 году владельцем числится статский советник Леонтий Борисович Тургенев. У него, согласно окладной описи, находятся дом, кухня, кладовые и деревянные службы. Стоимость построек была определена в 3 500 рублей.
В 1884 году владельцем становится генерал-майор Александр Иванович Смольков. Его имущество оценивалось в 4 500 рублей и, согласно описи, состояло из деревянного двухэтажного дома и деревянного флигеля во дворе.
Его сменил Александр Георгиевич Курлин, о чем сообщают окладные книги за 1900 год. К сожалению, точная дата перехода владения не установлена.
До реконструкции 1903 г. на участке находилось три строения, которые хорошо просматриваются на фотографических изображениях конца 1890-х годов: двухэтажный дом, флигель вдоль улицы Алексеевской в виде одноэтажного пристроя и надворное строение, находившееся на юго-восточной границе домовладения.
Дом стоял на углу улиц, имел в плане форму правильного прямоугольника, и его более протяженный фасад располагался по улице Саратовской. Одноэтажное строение вдоль ул. Алексеевской имело кровлю со скатом в сторону улицы. Возможно, местоположение постройки не изменилось с 1851 года. Это могла быть кухня или жилой флигель.
На месте современной литеры В находилось строение приблизительно такого же размера с двумя вынесенными входами в чердачное пространство. Скорее всего, это был каретный сарай или конюшня.
Отгороженная от улиц усадьба внутри делилась на две части. При увеличении фотографии с колокольни можно разобрать деревянный плетень, отделяющий каретник от жилого дома и флигеля, дощатую ограду.
Внутри хозяйственного двора были посажены деревья вдоль восточной границы домовладения. Около плетня видны низкие кусты – наверное, здесь был огород. Из растительности, расположенной в юго-западной части, выделяется темный силуэт ели.
На аналогичной фотографии 1924 года деревья уже высокие.
Как было установлено по архивным данным, реконструкция усадьбы проходила с 1902 по 1903 гг. Во-первых, на этот факт указывают окладные книги: запись 1902 года о том, что особняк «по предположению будет отстроен не ранее 1903 года». Во-вторых, в «Книге новых построек» есть запись о получении А.Г. Курлиным разрешения на строительство двухэтажного каменного дома и каменных холодных служб только в 1902 году. Таким образом, дата постройки усадьбы, указанная ранее в литературе, – 1900 год – неверна.
Кроме того, по справочным книгам «Вся Самара» за 1902 год Александр Георгиевич и Александра Павловна Курлины проживали в доме Головкина на ул. Соборной (Молодогвардейской), 65; а в
1903 году они уже числились в собственном доме – на углу улиц Саратовской и Алексеевской...
Особняк спроектирован архитектором А.У. Зеленко, об этом мы узнаем из разных источников, в том числе из описания архитектуры города, составленного К.П. Головкиным в 1925 году. К сожалению, не найдены авторские чертежи, поэтому можно только условно определить год проектирования особняка. Александр Устинович приехал в Самару в июле 1897 года, он находился в должности городского архитектора до 1 ноября 1900 года. Зеленко мог начать заниматься проектом уже в 1899 или 1900 году. Вероятно, заказ от Курлиных он получил уже после строительства собственного дома на ул. Самарской – после 1900 года – и мог работать над проектом, уехав из Самары. Именно поэтому находится так много общих деталей в особняках Курлиных и С.П. Рябушинского (построен в это же время в Москве по проекту Ф.О. Шехтеля, у которого А.У. Зеленко стал работать с конца 1900 года).
Особняк, появившийся после реконструкции на месте старых построек, зодчий размещает на углу улиц Алексеевской (Красноармейской) и Саратовской (Фрунзе). Здание имеет переменную этажность: его угол акцентирован более высоким двухэтажным объемом. Уступ этажа по
ул. Саратовской (Фрунзе) дает плавный переход к высокому каменному забору с ажурной кованой оградой в виде бабочек со сложенными крыльями.
По улице Алексеевской (Красноармейской) переход от здания к ограде с воротами выполнено отдалением двухэтажной части от линии застройки улицы и выводом на нее одноэтажного объема. Таким образом, создается впечатление, что угловая часть доминирует в композиции, и это подчеркивается угловым граненым эркером высотой в два этажа.
Фасад по ул. Саратовской (Фрунзе) имеет асимметричное построение: южная одноэтажная часть решена крупными окнами кабинета с оригинальным рисунком заполнения. На крыше в этой части – решетка в виде бабочки с раскрытыми крыльями. Она гармонирует с декором забора (бабочки со сложенными крыльями) и коваными воротами усадьбы (бабочка со сложной структурой в раскрытом виде). Ажурные ограждения создают уникальный образ усадьбы.
Главный вход акцентирован высоким ризалитом, входной проем выполнен в виде стилизованной замочной скважины, что характерно для модерна. Над ним располагается балкон-лоджия, обрамленный арочным завершением, которое гармонирует с мягким абрисом нижней части балкона – пологой аркой, переходящей в кронштейны, поддерживающие массивную конструкцию (ныне восстановлены). Ограждение балкона – в виде простых полос, наложенных на плоскость балкона и сцепленных на торце сбоку. Криволинейный абрис завершения ризалита подчеркивает овальную форму скульптуры с изображением женской головки.
Женщина изображена в профиль, ее волнистые волосы развеваются и сплетаются с цветочным орнаментом, размещенным с южной стороны и в нижней части рельефа. Есть предположение, что это портрет хозяйки особняка.
Верхняя часть ризалита украшена небольшими консольками, напоминающими традиционный кирпичный орнамент – «зубчики». Выполненные из керамики с поливной глазурью, они напоминают элементы русского церковного зодчества XVII–XVIII веков и характерны для построек неорусского стиля, который стал развиваться в России как ветвь модерна.
Разнообразная отделка плоскости фасадов придает зданию яркий и запоминающийся образ: традиционная штукатурка, панно из керамической плитки, облицовка плиткой-«кабанчиком». Всё это часто использовалось в самарском строительстве начала XX века.
Композиция фасада по ул. Саратовской (Фрунзе) завершается граненым эркером на всю высоту здания. Он словно переводит зрителя к другой стороне особняка. По карнизу эркера проходят тонкие металлические кронштейны, как бы поддерживающие карнизный вынос. Их ажурность перекликается с элементами ограждения кровли.
Окно эркера первого этажа представляет собой единый проем с деревянными импостами на углах. Таким образом, из гостиной возможен панорамный обзор.
Фасад по ул. Алексеевской (Красноармейской) имеет ступенчатое построение, развивается асимметрично, постепенно начиная прирастать объемами от забора к угловому эркеру. Органичным продолжением первого этажа является балкон, ограждение которого полностью выполнено из кирпича. По его поднятым углам зритель определяет, что там есть открытое пространство.
На плоскости каждого этажа – по три окна. Особый акцент зданию придает мелкая расстекловка верхней части окон первого этажа, выполненная прямоугольниками. Она продолжается в следующем низком одноэтажном объеме, «объединяя» снаружи два помещения, близких по функциональному назначению – столовую и буфетную.
На дальнем плане узкие окна отражают нахождение лестницы внутри объема. В целом вся эта часть имеет служебное функциональное назначение.
Принцип оформления плоскостей фасада остается таким же, как и на другой стороне, но панно с керамической плиткой применено только для парадной части особняка, что подчеркивает главный постулат модерна – проектировать здание изнутри наружу.
Дворовые фасады оштукатурены и практически не имеют никаких декоративных элементов. Разноразмерные окна отражают внутреннюю функциональность помещений. Например, окна туалетных комнат расположены гораздо выше, чем в остальных помещениях.
Индивидуальный образ особняка дополнен световым фонарем и выступающими над крышей дымовыми трубами, завершения которых обрамлены профилированными тянутыми карнизами разной сложности.
Световой фонарь над парадной лестницей – прямоугольной формы с шатровым завершением – хорошо просматривается лишь с дальних точек.
Планировка первого этажа в целом отражает особенности стиля модерн, делающего в это время в России первые шаги. Главный вход ориентирован на ул. Саратовскую (Фрунзе). Поднявшись по мраморной лестнице и пройдя вестибюль (двери из него ведут в кабинет хозяина и гостиную), мы попадаем в квадратный холл, из которого ведут двери в будуар хозяйки, столовую, гостевую спальню с туалетной комнатой. Ориентированность по сторонам света подчеркивает уклад быта хозяев, проводивших много времени в своих личных помещениях – окна женского и мужского кабинетов выходят в сад (на юго-запад), а гостиная и столовая – на шумные улицы (северную сторону).
Окна гостевой комнаты ориентированы во двор усадьбы (на восток). К гостевой прилегают: служебная комната первого этажа, лестница на второй этаж и еще три помещения. Комната больших размеров могла использоваться слугами, а в маленьких располагались туалетные.
Разнообразие декоративных мотивов и элементов удачно раскрывается в интерьерах здания. Их парадная часть выполнена в декоративном направлении стиля модерн – каждое помещение решено образно и ярко.
Оформление вестибюля лаконично, с минимальным декором. Большой витраж входного узла ориентирован на улицу Саратовскую (Фрунзе). Стены помещения разделены по вертикали на несколько ярусов – подобие панелей.
Плоскости стен были окрашены в два цвета – серо-зеленый и охристый. Картины и выступающие над ними полоски – в охристый цвет. Всё это гармонировало с золотистым деревом тамбура входа. Потолок вестибюля выполнен крупными ячейками с мелкими розетками.
Холл имеет квадратную форму и отделен от вестибюля арочным проемом. Однако декоративное убранство имеет совершенно другой характер, нежели во входной части. На потолке находится розетка-солнце, от которой отходят лучи, протянутые к стенам. По контуру выполнен витой тонкий поясок, обрамляющий дополнительно каждый лучик.
Плоскости стен раздроблены дверными проемами: сюда выходят двери из столовой, будуара, спальни, кабинета и из служебной зоны.
Кабинет хозяина ориентирован на юго-западную сторону. Около северной стены расположен камин с латунным декором. Стены кабинета темного серо-зеленого оттенка гармонировали с цветовой гаммой вестибюля. Своеобразие отделки подчеркивает кессонированный потолок. Центральное поле решено сложным готическим орнаментом – шестигранник в восьмиугольнике. Цветовая гамма имитирует дерево.
Акцент композиции интерьера – камин, покрытый керамической плиткой различных оттенков зеленых тонов. Надо отметить, что различные нюансы зеленого составляют основную «тему» колористики интерьера здания.
Будуар имеет в плане прямоугольную форму и ориентирован на юг. В центре потолка расположена парящая женская фигура с венком на груди, в развевающихся одеждах, занимающая почти всё пространство потолка. Судя по разным источникам, это изображение хозяйки особняка А.П. Курлиной. Лепной фриз, переходящий с потолка на стену, имеет растительный характер, сочетающий в себе мотивы кувшинок на длинных стеблях и павлиний глаз. Основное поле потолка и стены окрашено в светло-зеленые оттенки, а потолочный декор – в сиреневый.
Декоративное панно над дверью, выполненное в форме овала, изображает пейзаж с горами и осенними деревьями. Характер живописи напоминает рекламные плакаты начала XX века.
Остатки оконного проема с первоначальным заполнением внутренней рамы из витража (пейзаж с изображением деревьев) сохранились только в фрамужной части. Колористическая гамма, в основном, зеленая, но с присутствием разных оттенков – от травянистых до изумрудных. Насыщенность зеленью сохраняется в верхней части окна. В середине и в нижней части могли преобладать синевато-дымчатые и серые тона (изображения стволов и веток). Витраж защищал от прямых лучей полуденного солнца, бьющих в окно, и придавал комнате своеобразную романтическую обстановку.
Гостиная имеет форму прямоугольника с выступающим эркером и ориентирована на северо-запад. Верхнюю часть стен и потолок покрывает декор в виде сплетающихся цветов на длинных стеблях. Центр потолка акцентирован панно из сплетенных стеблей, исходящих из точки подвеса светильника несколькими букетами. С другой стороны – букеты цветов сходятся от стен к розетке. Углы фиксированы медальонами, обрамленными цветками и собранными в букеты по направлению линии от центра к углу. Такое богатое лепное убранство характерно для самарских особняков и общественных зданий.
Столовая ориентирована на северную сторону и имеет в плане форму прямоугольника. Она соединяется с гостиной, буфетной и холлом. Стены помещения отделаны в нижней части керамической плиткой бордового цвета. Верхняя часть стены – штукатуркой с фактурой «под шубу» светло-желтого цвета. Под потолком выполнен фриз из керамических плиток, «втопленных» в «шубу» на небольшом расстоянии друг от друга, изображающих морские персонажи.
На западной стене – камин, облицованный плиткой двух цветов. Каминная плита выполнена из светлого мрамора и отделана медной пластиной. Углы фиксированы латунными накладками цвета меди с орнаментом в виде стилизованных крошечных волн, соединенных друг с другом.
Потолок оформлен ложными кессонами, направленными перпендикулярно длинной стороне. Каждый из кессонов поддерживается мужскими головками, окрашенными в зеленый цвет и патинированными бронзой. Цвет потолка – светло-голубой.
В целом пространство комнаты можно условно разделить на две части (прилегающая к окнам и уходящая внутрь здания). Это подчеркивается – также как и в буфетной – разницей в оформлении потолка. Тематика декора явно связана с морскими недрами.
Парадная лестница чугунного литья вписана в квадрат. Лестничные марши имеют ограждения из стоек на каждой ступени и опираются на столбы. Декоративная орнаментика литья характерна скорее для эклектики, нежели для модерна. Ступени имеют мелкую орнаментику – центр акцентирован виньеткой. Окраска стен была выполнена оливковым цветом. Потолок имеет профилированные тяги, окрашенные ранее в насыщенный цвет слоновой кости, в центре размещалась рама, заполненная стеклом, через которую проходил свет (выше нее расположен световой фонарь). Лестничная клетка черного хода, расположенная со стороны двора, в плане имеет закругленную форму. Сама лестница сделана из просечных ступеней, уложенных на металлические балки. Орнаментика кованого ограждения имеет растительный характер. Стены были окрашены в бордово-коричневый цвет, а центр потолка – в белый, со светло-оливковыми тягами.
Второй этаж особняка занимает меньшую площадь, чем первый. Вход на него осуществляется по двум лестницам, одна из которых – парадная чугунная, другая – черная.
Характерной чертой, объединяющей все комнаты этого этажа, является широко развитый потолочный карниз. Интерьеры просты и лаконичны.
Фасад литеры Б выполнен из кирпича с выделением скромных деталей: карниза с традиционными поребриком, зубчиков и выступающих рядов кирпичной кладки, наличников на окнах и дверях. Линия поребрика разделена на части, сформированные в длинные и короткие прямоугольники. Оконные и дверные проемы имеют арочные перемычки, выступающие из плоскости фасада на одну вторую кирпича, и идентичные им наличники шириной в кирпич. Фасад визуально разделен на две крупные части, каждая из которых состоит из трех открытых и трех закрытых частей. Его монотонность разбавлена пилястрами шириной в два кирпича, имеющими аналогичное оформление с основным полем стены. Симметричность фасада подчеркивается зеркальным чередованием дверных и оконных проемов. Центральная часть южной половины имеет также трехчастное деление. В центре расположена дверь, а по бокам от нее – две ниши, имитирующие узкие окна. Ниши обрамлены наличниками, как на окнах. Прилегающие пилястры декорированы искуснее остальных. В верхней части расположена капитель, выступающая за плоскость фасада. Впечатление готической постройки создается благодаря венчающим капитель парапетным столбикам (крайние столбики выше, чем средние). Планировочная структура литеры достаточно проста. Она разделена на несколько помещений, каждое из которых имеет двери, а часть и по одному окну. С северной стороны здания было открытое пространство – навес на столбах. Здесь могли хранить дрова или другое хозяйственное имущество.
Фасад литеры В отражает ее функциональное назначение – конюшня (с восточной стороны) и каретник (с западной стороны). На это указывают небольшие окна и узкий дверной проем, через который заводили лошадей. С западной стороны располагался широкий проем, через который закатывали кареты. Декоративное оформление фасада аналогично оформлению литеры Б, за исключением парапетных столбиков. Над проемом с лучковой перемычкой располагается надстройка широкого слухового окна. Оно полностью выполнено из дерева и поддерживается небольшими кронштейнами. Оконные проемы имеют небольшую высоту и обрамлены кирпичными наличниками. На западном фасаде выполнены два ложных окна. В планировочной структуре выделены два крупных помещения – восточное и западное.
Реставрация усадьбы Курлиных ведется с 2006 года под патронажем Министерства культуры Самарской области и включает в себя целый комплекс восстановительных работ. Выполнен и согласован проект, в соответствии с которым уже отреставрированы дворовые постройки. В них вернулись старые формы оконных и дверных проемов, абрис кровли, слуховых окон.
Внутри особняка, освобождаясь от поздних красочных наслоений, оживает улыбающаяся нимфа, восстанавливается сложная форма кровли, световой фонарь, витраж, паркетные полы, облицовка каминов, первоначальная окраска интерьеров.
В конце 2012 года обновленная усадьба примет своих первых посетителей, раскроет перед ними не только богатство интерьеров, но и тайные сокровища стиля модерн, хранящиеся в Самарском областном музее краеведения им. П.В. Алабина.
Наталья БАСС
Фото автора и Вячеслава САМОЙЛОВА
|