<<<к содержанию

 


О.А. Харитонова


К.А. Харитонова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Здание строительного подрядчика А.Ф. Нуйчева,сдававшееся в аренду частной женской гимназии О.А. Харитоновой

г. Самара, ул. Рабочая, 19/
Самарская, 149 (квартал 90)

Автор: архитектор М.Ф. Квятковский;
декоратор-скульптор Е.А. Нуйчева
Год постройки: 1903-04
Стиль: эклектика с чертами модерна

Период конца XIX-начала XX веков стал временем расцвета русской педагогической мысли и практики. Принятое в 1864 году «Положение о начальных народных училищах» предоставляло право открытия народных училищ не только правительственным учреждениям, но и общеобразовательным организациям, и частным лицам. В Самаре в это время было всего семь частных школ.
В 1895 году по прошению Ольги Александровны Харитоновой, направленного Попечителю Казанского Учебного округа в Самаре, было открыто частное учебное заведение второго разряда с пансионом для девиц. Оно размещалось на Казанской улице (ныне – ул. А. Толстого) в доме купца Ф. Никонова. Всего лишь через три месяца оно было преобразовано в частное учебное заведение первого разряда в составе 7 классов с пансионом при нем. Адрес-календарь на 1898 год указывает дату образования учебного заведения Харитоновой – 23 ноября 1895 г. (по старому стилю).
Задуманное предприятие было делом семейным. Педагогический порыв Ольги Харитоновой поддержали ее сестры и мама Мария Александровна. Все сестры имели хорошее образование: Ольга закончила Санкт-Петербургский Александровский институт; Мария – Закавказский Девичий институт и прошла курс наук в Александровском Мариинском училище в Москве; Анна – курс Смольного института с серебряной медалью и педагогические курсы при нем; Клавдия училась в Имперском Смольном институте благородных девиц; Антонина была ученицей балетмейстера Чекетти и тяготела к преподаванию изящных наук.
В 1896 году школа сменила адрес и переселилась на угол улиц Саратовской и Заводской (ныне – угол ул. Фрунзе и ул. Венцека) в дом купца Жукова.
В справочном издании Самары за 1897 год школа уже именовалась «Частной женской гимназией госпож Харитоновых и подготовительной школой третьего разряда для мальчиков». Перечень дисциплин с указанием преподавателей выглядел следующим образом:
– Закон Божий – протоирей Е.Н. Веригин и священник Докукин;
– Русский язык – А.А. Харитонова и К.В. Рылов;
– Арифметика – В.Н. Якимов;
– География – Е.Л. Вернери;
– История – Н.А. Челноков;
– Немецкий язык – О.А. Харитонова;
– Французский язык – В.В. Кудрина и m-le Bouvarat;
– Чистописание и рукоделие – Ф.И. Йерн;
– Танцы – А.П. Забелина.
В гимназии появился врач – Э.Г. Эрн. Открылся здесь и детский сад для детей от пятилетнего возраста, а также пансион для девиц.
С 1898 года гимназия приобретает новые помещения и обустраивается на углу ул. Чапаевской и ул. Красноармейской. Открылись новые предметы: естественная история (преподаватель О.А. Харитонова) и космография.
В 1902 году у гимназии появился собственный Попечительский Совет, куда вошли статские советники и крупные купцы Самары. Почетной попечительницей стала графиня Вера Львовна Толстая. В совет вошли: действительный статский советник Д.П. Терлецкий (председатель), Н.В. Батюшкова, М.А. Эрн, статский советник М.Г. Котельников, статский советник А.И. Павлов, титулярный советник А.А. Ушаков, коллежский секретарь А.С. Алашеев, коллежский асессор М.С. Афанасьев, купцы Л.С. Аржанов, К.И. Курлин, В.З. Карпов, А.Ф. Фон-Вакано, дворянин Н.М. Наумов, М.А. Харитонова и другие.
Начальницей гимназии была единогласно избрана и утверждена Министерством Народного Просвещения Ольга Александровна Харитонова. В это время открывается приготовительный и восьмой дополнительные классы. В восьмом классе девушки, склонные к педагогике, могли заниматься ориентированными на поступление в институт науками.
С 1904 года гимназия разместилась в новом наемном особняке на углу улиц Самарской и Почтовой (ныне – ул. Рабочая) в доме А. Нуйчева, достаточном для 250 учениц.
Состав воспитанниц расширился за счет детей из немецких и польских семей. Поэтому, наряду с православным исповедником, в гимназии появился евангелическо-лютеранский пастор барон В.Ф. Энгельгардт. Новое здание, построенное в 1900 году, представляло собой яркий образец архитектуры начала XX века. Лепные украшения на здании в виде «цветов», «бабочек», «слонов» и «атлантов» придавали женской гимназии нарядный вид.
Здание рассчитано было на 661 ученическое место в 19 классных комнатах, выстроено из кирпича и крыто железом.
С 1906 года председателем Попечительского Совета стал губернский предводитель дворянства, а в Совет вошли председатель губернской земской управы князь П.Д. Урусов, дворянин Б.Н. Карамзин, граф А.Н. Толстой и другие.
В 1907 году за усердную и полезную службу Министерство Народного Просвещения выразило О.А. Харитоновой благодарность и командировало ее за границу на 2 месяца для ознакомления с постановкой физического воспитания в средних учебных заведениях Англии, Богемии и Германии.
В 1908 году гимназия получила номер и стала называться 4-й женской гимназией О.А. Харитоновой. В личной жизни начальницы также произошли изменения: она вышла замуж за Председателя Астраханского окружного суда, действительного статского советника Н.И. Харизоменова. Однако вскоре на госпожу Харитонову было совершено нападение с целью кражи денежных сумм, принадлежавших гимназии, следствием этого несчастья стало сильное нервное потрясение, а впоследствии – увольнение по состоянию здоровья.
В 1912 году члены Попечительского Совета (председателем которого был
Н.Н. Рычков) избрали на должность начальницы Самарской 4-й женской гимназии Анну Георгиевну Ромашеву.
Последнее преобразование коснулось гимназии в 1914 году: она перешла в ведение Самарской Городской Думы и была переименована в Самарскую городскую гимназию. К этому времени в ее стенах обучалось 404 воспитанницы, а из семьи Харитоновых служить осталась лишь Клавдия Александровна.
За двадцать лет существования учебным заведением сестер Харитоновых был пройден путь от небольшой частной школы, открытой на семейные средства, до солидной гимназии с собственным стилем преподавания, в учебно-воспитательный комплекс, куда входили разные по профилю гимназия, подготовительный класс, детский сад, работавший по системе Фридриха Фребеля. Система была организована в соответствии с новейшими педагогическими идеями того времени и направлена на распространение просвещения среди молодежи Самары.
Лихие годы революции и гражданской войны уничтожили многие документы из истории школы этого периода. В советское время гимназия стала школой, которой присвоили номер 25.
В 1927 году школа носила имя Радищева, заведовала ей Елена Петровна Сайдакова, получившая высшее образование в Самарском государственном университете.
В середине 30-х годов школу возглавлял Пётр Иванович Данилов, и носила она уже имя героя СССР И. Доронина. Перед Великой Отечественной войной директором школы стал Виктор Кузьмич Тихонов. Один из выпускников 1936 года профессор Н.Е. Прудников вспоминал, что в школе большое внимание уделяли не только учебе, но и спорту. Н.Е. Прудников, выпускник школы №25, имеет более ста научных работ по актуальным проблемам современного научно-технического прогресса в рамках его специальности. Он являлся кавалером всех высших наград Федерации космонавтики СССР, был награжден медалями «Юрий Гагарин», «Академик С.П. Королёв»... Более 10 лет он руководил научно-техническим творчеством студентов-участников всесоюзных Гагаринских Чтений.
Великую Отечественную войну школа встретила под началом Елизаветы Васильевны Катаевой. Многие выпускники ушли тогда на фронт. Среди них – десантник Сергей Ваганов, артиллерист Евгений Барсуков, танкисты Владимир Колчин и Юрий Шкурко, летчик Владимир Вавилов и многие другие.
В 1942 году среднюю школу № 25 возглавила опытный учитель-методист и образцовый организатор Фаина Дмитриевна Логинова, выпускница Куйбышевского педагогического института. Здесь, в школе №25, учились дети Куйбышевской профессуры, видных партработников, эвакуированных из Москвы. При этом школа не была элитной. Из-за притока беженцев в годы войны занятия проводились в три смены, обучалось здесь свыше 1500 школьников. В таком режиме школа существовала и в послевоенное время. Например, в 1954–1955 годах 25 школа имела 10 десятых классов.
Фаина Дмитриевна Логинова старалась привить ученикам навыки исследовательской работы, логического мышления, самостоятельности. Многое из того, что сейчас внедряется в процесс обучения, Фаина Дмитриевна применяла в школе № 25: планирование и тезирование статей и документов, обучение культуре речи, индивидуальный подход к каждому ребенку, основы психологических знаний.
В справке ГОРОНО о работе школ за 1945-1946 учебный год было отмечено: «Оборудование школ за годы войны сильно износилось. Школы были плохо снабжены учебниками и тетрадями. Учебников было на 40%, тетрадей недостаточно. Несмотря на ряд серьезных трудностей, в школах города Куйбышева вся работа этого периода проходила под лозунгом борьбы за улучшение качества знаний. Ряд школ (6, 25, 32) имели договоренности с институтами, в лабораториях которых и организовывали занятия для учащихся выпускников… Во многих школах организованы хоровые кружки (школы № 6, 83, 74, 25 и другие). В двух школах города (№ 25 и № 15) были впервые организованы одиннадцатые классы, которые выпустили 53 человека, будущих учителей начальных классов». Данный отчет ГОРОНО подчеркивает очевидную значимость работы школы № 25 в воспитании и образовании самарских детей.
Многих учеников этой школы сегодня знают в Самаре и за пределами города. Это и заслуженная артистка РСФСР Роза Ивановна Макогонова, и заместитель генерального директора по капитальному строительству «СамараЭнерго» Константин Маркович Ушамирский, и заведующий кафедрой политологии в Самарском архитектурно-строительном университете Борис Михайлович Чернышёв, и декан биологического факультета СамГУ Глеб Львович Рытов, и многие другие.
Ф.Д. Логинова проработала в школе до 1965 года, после нее директором стал Павел Александрович Сонинский.
В 1980 году школу возглавил молодой, но уже опытный руководитель Анатолий Васильевич Воронцов. Вместе с ним работали народный учитель СССР Евгения Александровна Аршлутова (физика), заслуженный учитель РСФСР Елена Ивановна Кореннова (начальные классы), Владимир Николаевич Чупин.
В 1984 году из знаменитого особняка на улице Садовой школа переезжает в новостройку.
К 1990 году школа № 25 вступила на путь реформирования: изучались альтернативные программы обучения учащихся, проходили семинары по обмену педагогическим опытом, закупались новые учебные пособия. Для повышения конкурентоспособности учащихся школы № 25 при поступлении в высшие учебные заведения было необходимо решиться на углубленное изучение ряда учебных предметов. Это повлекло за собой пересмотр всех программ, необходимость повышения квалификации учителей, привлечения услуг вузовских преподавателей.
Так, в 1990 году школа № 25 открыла классы с профильным обучением учащихся. Появилась возможность выбора получения углубленных знаний по необходимому предмету. Договора, заключенные с СамГУ, СГПУ и СГТУ позволили учащимся после
9 класса выбрать необходимый профильно-лицейский класс по направлениям:
• медико-биологический;
• инженерно-технический;
• историко-филологический;
• психологический;
• гуманитарно-эстетический.
Союз с вузами дал возможность учащимся изучать авторские программы ученых. Например, для старшеклассников гуманитарного профиля обучения была предложена программа курса «Актуальные проблемы отечественной истории» (автор – кандидат исторических наук, доцент СамГУ П.И. Савельев), позднее, для учащихся среднего звена – программа «Историческое краеведение» (авторы – кандидат исторических наук П.И. Савельев, профессор СамГУ П.С. Кабытов). При школьной библиотеке стал работать кружок КЛИО, где ребята получали навыки поисковой и научно-исследовательской работы. Посещение Государственного Архива Самарской области и Самарской областной универсальной научной библиотеки позволило ученикам написать уникальные рефераты по истории школы, о судьбах известных людей, например, о Епископе Самарском Владимире (Богоявленском), исследовать структуру Самарского губернского правления и Самарской таможни. Авторы исследований выступали с докладами на Алабинских чтениях, конференции для старшеклассников города Самары и области. Инициаторами чтений, впервые состоявшихся в 1991 году, были школа
№ 25 (директор А.В. Воронцов) и Пётр Иванович Савельев (СамГУ), впоследствии ставший ректором СМИУ. Алабинские чтения объединяли вокруг себя известных ученых:
П.С. Кабытова, Э.Л. Дубмана, Т.И. Ведерникову, Г.Л. Рытова и других общественных деятелей и работников культуры. Польза от содружества школы с представителями элиты самарской науки и культуры была очевидна. С 1991 по 2002 годы пятеро старшеклассников школы № 25 стали лауреатами Алабинских чтений, получили солидные денежные премии за свои исследования и право поступать в СамГУ и СМИУ без вступительных экзаменов. Лауреаты чтений стали Софья Николаева, Ольга Осинская, Наталья Васильченко, Василий Трапезников, Анна Козяева.
В школе № 25 создана эффективная психологическая служба (автор проекта – Т.Н. Клюева). Впервые психологи, логопеды, дефектологи стали работать со школьниками именно в школе № 25.
Особую роль в школе играет художественно-эстетическое образование. Программы довузовской подготовки и школа искусств позволяют ребятам заниматься хореографией, музыкой, изобразительным и театральным искусством. С детьми здесь работают прославленные специалисты: профессора В.М. Ощепков (хоровое пение), Е.М. Лакирев (народные инструменты), А.М. Кац (баян), Н.Г. Канделаки (фортепиано), член Союза художников России Ю.И. Филиппов и другие.

Благодарим заместителя директора школы № 25
Ольгу Николаевну ВОРОНКОВУ
за предоставленный материал
Фото Вячеслава САМОЙЛОВА
и из архива школы № 25

 

Трехэтажное с подвальным этажом кирпичное Г-образное со скошенным углом в плане здание главными фасадами выходит на красные линии ул. Рабочей (бывш. Почтовой) и ул. Самарской, расположено на углу 90 квартала.
Построено в 1903–1904 гг. по проекту архитектора Михаила Фомича Квятковского строительным подрядчиком Алексеем Фёдоровичем Нуйчевым. В качестве декоратора-скульптора в создании здания принимала участие дочь А.Ф. Нуйчева Екатерина, окончившая политехнические курсы и проходившая строительную практику в Самаре; по ее эскизам выполнены декоративные детали фасадов. В 1904 году дом арендуют приехавшие в 1895 г. из Санкт-Петербурга в Самару сестры Харитоновы и переводят туда женскую гимназию, просуществовавшую до Октябрьской революции 1917 г.
В.Г. Каркарьян в книге «Модерн в архитектуре Самары» приводит текст документа от 24 декабря 1904 года, где председатель Попечительского совета гимназии сообщает: «Имею честь донести, что гимназия с начала текущего учебного года помещается в новом наемном здании на углу Самарской и Почтовой улиц, в доме Нуйчева... достаточном для 250 учениц. Арендная плата 2000 рублей в год, отопление, вода, ремонт и прочие по дому расходы – от домохозяина... В прошлом году число учениц возросло на 29,1%, к началу текущего года еще на 20%».

Архитектурное решение здания в стиле модерн отличается богатым скульптурным декоративным убранством.
Стены выполнены из кирпича, оштукатурены, окрашены в светлый цвет, декоративные лепные элементы выполнены из гипса.
В объемно-планировочной композиции здания выделена увенчанная куполом угловая часть со скошенным углом, ориентированным на пересечение улиц. Композиционный акцент усилен вывешенным на углу в уровне 2-го этажа прямоугольным в плане эркером. Выступающий цоколь отделан гладкой штукатуркой, стены фасадов в уровне 1-го этажа оформлены квадровым рустом. По оценке В.Г. Каркарьяна, модерн в решении здания проявлен прежде всего в декоре, придавая деталям роль чистого украшения: первоначально скошенный угол здания был украшен скульптурами двух «худосочных» атлантов, «декоративные элементы применены так щедро, что заслонили рационализм фасада». Завершение эркера, в каждой из сторон которого раскрыто по окну фигурного очертания, будто огранично «вырастает» в ограждение размещенного на его покрытии балкона 3-го этажа. Снизу плита эркера украшена крупным декоративным элементом в виде цветка подсолнуха. Бабочка, украшающая окно 1-го этажа в угловой части здания, будто летит вверх к цветку подсолнуха. Скошенный угол здания акцентирован пилястрами, поднимающимися на всю высоту здания и завершенными своеобразными фигурными парапетными столбиками с маскаронами.
Основные поверхности стен обоих фасадов разнообразят различного вида окна. Первый этаж полностью рустован и порезан крупными окнами криволинейного очертания. Широкие оконные заполнения 1-го этажа имеют уникальный рисунок расстекловки, разделенный по горизонтали на 3 части, с фигурной верхней фрамугой, в средней части которой переплет имеет форму эллипса с веером расходящимися перекладинами. В оформлении наличников использован мотив валюты, в центре располагаются лепные украшения в виде бабочек, которые играют роль замковых камней. Первый этаж отделен карнизным поясом. По крайним осям главных фасадов раскрыты дверные проемы парадных входов в здание, с фигурными переплетами, пластичными наличниками органической тематики, с козырьками с ажурной ковкой в виде стеблей и листьев. Крупные маски слонов украшают стволы пилястров в уровне карнизного пояса между 1-м и 2-м этажами. Контрастируя с широкими окнами 1-го этажа, окна 2-го и 3-го этажа, сгруппированные по три, имеют вертикальные узкие пропорции. Связанные в единую вертикальную композицию пластикой наличников и подоконных элементов, они создают живописную органику фасадов. Окна 2-го этажа имеют удлиненную форму и изысканно прорисованные наличники. Разнообразно по рисунку и необычайно сочно с применением розеток оформлены подоконные пространства. В решении оконных проемов чувствуется стремление архитектора к повышенной пластичности орнаментации фасадов. В средней части главного фасада по ул. Рабочей, акцентированной пилястрами, вывешены два глубоких балкона в уровне 2-го и 3-го этажей. Каждый из балконов отличается уникальным оформлением: формой балкона, рисунком кованого ограждения, декором столбиков ограждения. Три узких проема, раскрытых на балконы 2-го и 3-го этажей, средний из которых балконный, также имеют неповторимый декор: наличники 2-го этажа щедро украшены цветочными барельефами; наличники 3-го этажа имеют геометрический декор. Узкие балконные проемы отличаются уникальным рисунком квадратной верхней фрамуги, в которую вписан круглый переплет. Верхние фрамуги боковых от балконного оконных проемов имеют по три узкие вертикальные членения. Гармоничное сочетание рисунков переплетов построено на контрасте. Над балконными проемами 3-го этажа – барельефный орнамент в виде извивающейся ленты с маскароном. Архитектор акцентирует углы здания, выделяя часть фасада с помощью лопаток, поднимая их над основным фасадом. Этот прием позволяет воспринимать выделенный участок как угловой ризалит. Угловые части фасадов акцентированы широкими рустованными пилястрами высотой в 2 этажа (в уровне 2-го и 3-го этажей), украшенными в верхней части ствола геометрическим орнаментом изысканно переплетенных линий и крупными маскаронами с цветками в пышных вьющихся волосах. Пилястры завершены над венчающим карнизом высокими парапетными столбиками, круглыми в плане, увенчанными вазонами. Между пилястрами – фигурная парапетная стенка с волютами и цветочным декором. Завершаются эти части здания фронтонами, оформленными с использованием мотива валюты.
Разнообразие декоративных деталей, украшающих здание, неповторимых и одновременно органично связанных, делает это здание уникальным памятником архитектуры начала ХХ в.

Из паспорта объекта культурного наследия



 

Hosted by uCoz