История с Мадридом...
От Поволжских сезонов до «Павильона Армиды» всего один… Васильев
В самый разгар осени, когда депрессия своей крючковатой клюкой так и норовит загнать нас в угол, в Самару, по уже сложившейся традиции, прибывает всемирно известный историк моды и театральный художник, автор нескольких десятков книг, парижанин и москвич с самарскими корнями, человек мира Александр Васильев. И привозит с собой в качестве антуража бабье лето. Неважно, если оно уже прошло неделею раньше, природа всё равно вытряхнет его, пропахшее нафталином и воспоминаниями, из своего заветного сундучка...
В октябре проходит зародившийся в коридорах Самарского архитектурно-строительного университета и уже ставший международным Фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева», а кто как не представительницы слабого пола, которых, конечно же, язык не повернется назвать иначе как «мадам» или «мадемуазель» – его постоянные участницы и вдохновительницы. Так что бабье лето и «Сезоны», да и сам Александр Васильев, несомненно, придуманы каким-то высшим разумом в их честь….
На этот раз фестиваль был 12-м по счету и его посвятили 200-летию победы над Наполеоном в Отечественной войне
1812 года. Уже в вестибюле КРЦ «Звезда» публика оказывалась на балу (воистину – «с корабля на бал»), где вальсировали персонажи, одетые в исторические костюмы эпохи «гусар», корнетов, кавалеристов-девиц и французских военнопленных (последних, кстати, в Самаре не слишком жаловали, и тогдашний городничий Иван Алексеевич Второв был вынужден защищать их от агрессивных аборигенов – см. № 3 журнала "Performance" за 2004). Постарался и сам маэстро, подъехавший к парадному входу в карете. Специально для него была заготовлена пурпурная ковровая дорожка, небрежно брошенная на мрачные каменные ступени лестницы, по которой он победительно прошествовал под восторженные возгласы публики и вспышки фотокамер.
Для приветственного слова мэтр вышел на подиум в прикрывавшей правый глаз повязке – своеобразной цитате-напоминании о Михаиле Илларионовиче Кутузове. Впрочем, надо отдать должное великому фельдмаршалу, он никогда не носил такой повязки, но миф есть миф, он сформировался, в том числе, под влиянием фильма «Гусарская баллада», которому в этом году исполнилось 50 лет. В нем играющий Кутузова Игорь Ильинский прикрывает глаз чёрной повязкой.
В жюри фестиваля вошли: директор франко-русского центра в Марселе, руководитель проектов Марсель-Самара Натали Коньо Товен; генеральный уполномоченный профессиональной ассоциации отрасли «Мода, текстиль, одежда» региона Прованс – Альпы – Лазурный берег Ани Каре; представитель Igedo Company, организатор выставок CPM в Москве и CPD в Дюссельдорфе Галина Истомина (Москва); заведующий кафедрой «Конструирование швейных изделий» Ивановской текстильной академии, профессор, доктор технических наук Виктор Кузьмичёв (Иваново), заведующая кафедрой «Дизайн и художественное проектирование изделий» Поволжского университета сервиса, доктор технических наук, профессор Татьяна Белько (Тольятти); доцент кафедры «Дизайн» института архитектуры и дизайна Самарского архитектурно-строительного университета Татьяна Романова; фотограф Александр Во (Самара).
Неожиданным для всех и оттого вдвойне приятным стало приглашение в состав жюри лауреатов прежних лет (впервые в истории фестиваля): обладателя Гран-При I Фестиваля моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева», дизайнера известной торговой марки Юлии Кулаковой (Москва); участницы IV Фестиваля – выпускницы СГАСУ, дизайнера Светланы Самсоновой (Москва); выпускницы СГАСУ, обладателя Гран-При III Фестиваля, байера и владелицы бутика Садии Матросовой (Самара).
Жюри традиционно возглавил Александр Васильев!
И вот на подиуме появляются длинноногие изящные манекенщицы, их брутальные коллеги сильного пола и... дети, этакие очаровательные бестии... Коллекции – всего их 26 – словно в калейдоскопе, сменяют одна другую!..
Несмотря на заявленную организаторами тему, соответствующих ей работ не так уж много, что свидетельствует о лояльности жюри, которое стремится дать участникам полную свободу самовыражения, ожидая от них прежде всего новых оригинальных идей. Как всегда, особенно выразительными оказались коллекции, представленные в номинации «Театральный костюм», что не удивительно: артистам демонстрация театральных костюмов, в которых они уже отыграли ряд спектаклей и чувствуют себя уверенно, даётся легче, чем манекенщикам, возможно, примерившим наряд впервые в жизни. К тому же, режиссёр всегда стремится перенести на подиум некую историю, где, как в осколке зеркала, отражены хитросплетения сюжетной линии спектакля, его энергия и дух. Что не может не вызывать разнообразных эмоций у зрителя. На этот раз венцом всего показа, на мой взгляд, стала коллекция театра «Грань» (Денис Бокурадзе и Юрате Рачинскайте). Конечно, интересны не только сами костюмы вильнюсского театрального художника, обладающего безукоризненным вкусом – на сцене разыгрывается целый завораживающий спектакль по мотивам «Карманного театра» Жана Кокто, перформанс с участием артистов театра, созданного безвременно ушедшей от нас Эльвирой Дульщиковой. Теперь коллективом руководит её воспитанник Денис Бокурадзе...
– Для любого театра, – считает Д. Бокурадзе, – каждый выход на публику – это возможность ещё раз заявить о коллективе. Тем более – участие в васильевских сезонах – традиция, заложенная основателем театра-студии «Грань» Эльвирой Анатольевной Дульщиковой. Практически все члены жюри, многие участники помнят коллекции «Грани», представленные на прошлых фестивалях, отмечают узнаваемый стиль и почерк режиссёра театра. Очень приятно, что после выступления к нам подошёл Александр Васильев, сказал много тёплых слов, отметил высокий уровень профессионализма и художника-автора костюмов, и актёров театра. Это значит, – театр интересен, востребован и жизнеспособен.
Объявляется перерыв, и жюри удаляется на совещание. А сцену переоборудуют, как выяснилось, под выступление группы «D'Black» (лидер и солист – В. Аветисян).
Затем на какое-то время зал погружается в атмосферу 60-х годов XX века: звучит блюз, необыкновенно популярный во всём мире музыкальный жанр, одним из последователей которого является легендарный Эрик Клэптон,«медленная рука», как его прозвали. «D’Black» исполнил лучшие хиты Клэптона. Кстати, Владимир Аветисян играл на гитаре, когда-то принадлежавшей великому лондонскому музыканту.
Тем временем все с замиранием сердца ждали оглашения результатов. И вот этот миг наступил.
Гран-при и поездки в Марсель в 2013 году удостоена Оксана Васильченко (Самара) за коллекцию «Мои бабочки хотели к тебе...», победителем в номинации «Костюм-реальность» стала Екатерина Иванова (Самара) за коллекцию «Солнце в снегу». Екатерина тоже приглашена во Францию.
Приз в номинации «Костюм-художественная идея» получила Ксения Кондратьева (Самара) за коллекцию «Меконг».
Редакция журнала традиционно поддерживает конкурс, награждая победителей в номинации «Перформанс». На этот раз приз достался Евгении Коледовой (Казань) с коллекцией «Грани света».
Денис Бокурадзе и Юрате Рачинскайте (Новокуйбышевск) с коллекцией «Карманный театр» одержали победу в номинации «Театральный костюм».
Приглашение на «Русский силуэт» в Москву получили Михаил Воробьёв (Оренбург) за коллекцию «Зима 12-го» и Мария Акирейкина (Ульяновск) за коллекцию «Герои». Как сказал маэстро Васильев, «эти коллекции будут адекватно смотреться в Москве, и мы желаем успеха авторам, а у Марии Акирейкиной есть шанс поехать со своей коллекцией ещё и в Германию...»
На следующий день Александр Васильев сообщил собравшимся в Арт-Центре участникам о концепции следующего, XIII Фестиваля моды и театрального костюма на тему: «Я никогда не была красива, но всегда была чертовски мила».
Определены и даты проведения Сезонов: предположительно, 10, 11, 12 октября 2013 года, соответственно, – в четверг, пятницу, субботу. Отъезд участников планируется 13-го числа в воскресенье.
«У вас всё хорошо? Что вас ещё интересует, мои кошечки?» – спросил напоследок маэстро у расшумевшейся братии. Кто-то посетовал на прохладу в помещении Арт-Центра. «Да, холодно, – заметил Александр Александрович, но это даже как-то приятно, и помещение очень красивое. Но, говорят, – его продадут под какие-то рестораны и магазины. Жалко. Здание до революции принадлежало воинской части, но это не казармы, а репетиционные залы военного оркестра... Интересно же, правда? Всегда интересно знать историю...»
Продюсер фестиваля Ольга Казак подсказывает: «Ну, может, и на "Армиду" пора приглашать»?
«Да, если вы из Самары, то приходите в оперный театр на премьеру спектакля "Павильон Армиды", где мы восстановили сценографию и костюмы. Вдруг вы сможете... Мне будет очень приятно».
Татьяна САМОЙЛОВА
Фото Вячеслава САМОЙЛОВА
и Екатерины ИВАНОВОЙ
|