Прыгнуть выше головы
Над костюмами к спектаклю «Павильон Армиды» работал «Центр рекламы и дизайна оV27»
Премьера спектакля «Павильон Армиды», с большим успехом прошла в театре оперы и балета, вызвав много разговоров и споров. Надеюсь, что спектаклю уготована счастливая судьба и он еще долго будет радовать самарских зрителей.
А мы отправляемся в святую святых, где как раз и происходила работа по восстановлению костюмов и где еще дошиваются последние платья для третьего состава артистов.
Мы беседуем с генеральным директором Центра рекламы и дизайна OV27 Ольгой Казак, которая является еще и продюсером Фестиваля моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева, и Ольгой Андреевой, также известной нашим читателям в качестве координатора васильевского фестиваля.
Татьяна Самойлова: Ольга Валерьевна, с чем вы столкнулись во время работы над реконструкцией костюмов к спектаклю «Павильон Армиды»?
Ольга Казак: Мы узнали столько всего нового!.. Это такая кладезь, которую мы лишь чуть-чуть приоткрыли.
Хотя мне уже казалось, что я вряд ли способна на такой прыжок «выше головы». Но вот, как выяснилось, способна… В этом году всё ещё совпало с проведением нами Поволжских сезонов Александра Васильева. Совершенно не понимаю, как мы выдержали такую неимоверную нагрузку.
Мы ведь никогда раньше балетом не занимались, а там есть своя специфика, поэтому приходилось многое осваивать «без отрыва от производства». Но даже и теперь, когда работа практически выполнена, я понимаю, что можно совершенствоваться и совершенствоваться в этой области...
Т.С.: Намерены ли вы и дальше заниматься костюмами для балета?
О.К.: Жаль было бы ни разу больше не воспользоваться приобретённым опытом, поэтому мы с удовольствием примем приглашение оформить балетный спектакль...
Т.С.: Расскажите, как выбирались ткани для реконструкции, каким критериям они должны были соответствовать?..
Ольга Андреева: Часто мы брали натуральные материалы: искали шёлк, плотный преимущественно, исходя из соображений износостойкости. Или покупали смесовые ткани: вискозу с шёлком или вискозу с синтетическими волокнами именно тех цветов, которые мы видим в эскизах Бенуа. И не всегда это были одёжные ткани, иногда нам приходилось выбирать материалы, предназначенные для декорирования интерьеров. От них требовалось, чтобы они были похожи на натуральные. А чтобы артисты чувствовали себя комфортно, во всех костюмах из искусственных материалов присутствуют «дублёры» из натуральных тканей.
Т.С.: Как происходила работа: вы шили сперва один костюм, затем другой или все сразу?
О.А.: Мы запускали их все сразу, потому что нам надо было подготовить костюмы к примерке 3 сентября, к приезду Александра Васильева.
Т.С.: Когда вы начали заниматься этой работой?
О.К.: В конце июля 2012-го.
Т.С.: То есть вы изготовили костюмы в рекордные сроки?..
О.А.: Да, за месяц с небольшим... 3 сентября уже примеряли одежду артистам, которые к этому времени должны были хорошо в ней двигаться. Требовалось также, чтобы Александр Васильев одобрил форму и декоративную отделку костюмов, прежде чем мы продолжим их дошивать.
Т.С.: Эскизы Бенуа вам предоставил Александр Васильев?
О.А.: Почти все, кроме одного или двух, которые мы сами отыскали. Он привез нам копии из имеющихся у него книг по истории костюма, каталогов, его собственной коллекции фотографии – весь собранный материал он предоставил еще в июне, но был период отпусков, и шить мы начали лишь в июле… Однако почти две недели в июне мы изучали, всё, что у нас было по этим костюмам. И, как выяснилось, в мире очень редко ставят этот балет.
Т.С.: Тем не менее кто-то берётся это делать...
О.А. В 2009 году, к 100-летию Дягилевских сезонов, за это взялся Кремлёвский балет, Марис Лиепа. Там работал художник, некая Анна Нежная. В интернете очень много критики этого спектакля, потому что костюмы сделаны из лайкры – материала, который сейчас в балете используют (то, что удобно, что тянется)… Без излишнего декора… Видно, что костюмы по эскизам Бенуа, но вместе с тем они очень плотные, «неживые»…
Т.С.: Сколько в нашем спектакле действующих лиц?..
О.А.: Александр Васильев привез на первую встречу с театром программку спектакля «Павильон Армиды» 1920 года, и там действующих лиц оказалось больше, чем в спектакле, восстановленном Никитой Долгушиным. Я не знаю, может, сыграло роль то, что Долгушин востанавливал спектакль в 90-е, когда было слишком маленькое финансирование...
Кстати, осталась видеозапись, которую нам предоставил театр оперы и балета. Н. Долгушин сам нашел эскизы Бенуа и восстановил по ним костюмы, которые превосходят, на мой взгляд, костюмы Кремлёвского балета по своей близости к первоисточнику.
Лиепа взял больше действующих лиц: у него, например, есть придворные дамы, которые у нас отсутствуют.
У Кремлёвкого балета больше возможностей: у них там настоящие фонтаны, а у нас
нарисованные…
Беседовала Татьяна САМОЙЛОВА
Фото Вячеслва САМОЙЛОВА
и из архива Александра ВАСИЛЬЕВА
|