Ваган Каркарьян:
«Деревянная резьба –
это пока ещё неповторимый колорит наших улиц»
Что имеем, не храним, потерявши – плачем…
В декабре при поддержке городской администрации выходит в свет книга «Тайны деревянных украсов Самары». Ее автор – известный самарский архитектор В.Г. Каркарьян, с которым беседует наш корреспондент Ольга Мужичкова.
– Ваган Гайкович, как родилась идея книги?
– Идея давно витала в воздухе. Еще к 400-летию Самары главный редактор «Волжской коммуны» Пётр Архипович Моторин вызвался напечатать мои рисунки в газете с условием, что тексты напишет корреспондент Валентина Львовна Неверова. Так появились цинковые пластинки с изображениями самарских домиков. Через некоторое время ко мне в гости пришла сама Валентина Львовна, она сидела вот здесь, курила, мы с ней говорили о будущем издании, которое в конце концов написали в соавторстве и назвали «По улицам старой Самары». Книга вышла тиражом в 10 000 экземпляров.
Сейчас Валентины Львовны нет с нами, она погибла при пожаре ГУВД. Уже после её смерти я написал книгу «Деревянное зодчество Самары» и посвятил памяти В.Л. Неверовой.
Так постепенно я подошел к изданию «Тайны деревянных украсов Самары», непосредственно связанному с самарской деревянной резьбой – историческим, культурным достоянием нашего города.
– Расскажите о новой книге.
– Она сильно отличается от других моих книг на эту тему. Это – книга-альбом, в ней более 200 иллюстраций. Она состоит из четырех глав: «Утро искусства», «Изба», «Загадочные узоры самарских домов», «Что имеем, не храним, потерявши – плачем».
Сейчас вышел пилотный экземпляр. Вносятся последние исправления, добавления.
Первая глава посвящена орнаменту как искусству оберегов, свойственных язычеству древней Руси; Северу России после реформ Никона; расколу Православной церкви; жизни старообрядцев на Севере; бытовавшему в то время двоеверию. В ней рассказывается о культе Лады и Рожаницы – двух богинь плодородия, о возникновении позже культа Рода – верховного божества неба и Вселенной, от которого зависит жизнь и благополучие племени, деревни, семьи, рода, о христианизации язычества.
Вторая глава – о принципах постройки русской избы, различных строительных техниках, применяемых на Руси и передававшихся из поколения в поколение; о расположении и значении жилых зон русской избы и так далее.
Третья глава – основная, ради чего, собственно, и затевалась книга. Она – об особенностях самарской резьбы, украшающей наши улочки и придающей им особый, ни с чем не сравнимый колорит.
В последней главе представлены мои размышления о сохранении деревянного наследия. Знаете, поэт Есенин в своем творчестве часто обращался к теме русского узорочья, деревенскому быту, к примеру, в статье «Ключи Марии» он размышляет о глубинном смысле деревянной постройки Руси, в которой выражается русская культура, её вечный образ матери, патриотические чувства.
– Как вы считаете, что может произойти в ближайшем будущем с объектами деревянного зодчества XIX – начала XX века в Самаре?
– Целый пласт народной культуры, целые районы, состоящие из одно-, двухэтажных домов, могут безвозвратно исчезнуть с лица города.
– А что, по-вашему, наиболее ценно в самарских деревянных постройках?
– Особенность деревянных домов Самары – в их резьбе, орнаментах, составляющих уникальную городскую среду. В этих орнаментах прослеживаются языческие корни: изображается древо жизни, солнышко, драконы, лебеди, павлины, жар-птицы, обереги. Самара – купеческий город, купцами зачастую становились вчерашние крестьяне, которые несли свои многовековые традиции строительства из села в город. К примеру, Ульяновск и Саратов – большие дворянские города, там преобладает классицизм, модерн. Самара же всегда славилась богатыми людьми, которые привнесли сюда традиции крестьянского дома. У нас население разнообразное по национальным признакам и вероисповеданию. Возьмем, например, татар. Они почитали дракона, и его изображение часто можно видеть на старых домах Самары. У Золотой Орды дракон был изображен на гербе, а в России – Георгий Победоносец копьем повергает змея (дракона). На одном из самарских домов была резьба с таким сюжетом, к сожалению, дом не сохранился.
Чуваши, мордва не сразу стали христианами, они пользовались языческой символикой, изображая солнце, землю, древо жизни, вспаханное поле…
Самарским постройкам свойственны деревянные узоры, напоминающие бараньи рога, что вошло в орнаменты на домах у бывших кочевых народов. Широкое распространение получили витиеватые растительные орнаменты, геометрические орнаменты (городковый), полотенца, изображение конских голов (кони являются солнечными символами, запряженные в колесницу, они передвигают солнце с одного края неба в другой); изображения птиц, астральные символы – астро-звезды, солнышки, солнечные лучи, кресты, жар-птицы; охранные обереги – драконы, змеи, птицы, обереги с изображением богини с поднятыми руками (древо жизни), Рожаницы (богини рода). Есть кронштейны в виде лошадиных голов в стиле модерн (изображений конских голов на коньках не сохранилось), лебеди как символ чистой любви и преданности.
Или, например, резные самовары, артиллерийские стволы с ядрами – стиль ампир (ул. А. Толстого, 46) и так далее.
Купеческий дом представляет собой соединение разных стилей. Стандартный купеческий дом начала ХХ века выглядел следующим образом: 1-й этаж – кирпичный, здесь хозяин устраивал лавку или трактир. 2-й этаж – жилой, как правило, деревянный с богатым резным декором. Любили самарские купцы, чтобы дом «дышал», поэтому и использовали дерево в строительстве.
Большой интерес в Самаре представляют так называемые челышовские дома, в основном кирпичные, сам он жил в деревянном (сказывалась крестьянская привычка). В кирпичном стиле Челышов воспроизвел декоративные элементы московского зодчества XVII века, активно использовал шатровые завершения, дома поражают своей крепостью и монументальностью.
– Всё ли, по-вашему, в порядке в современном законодательстве, касающемся сохранения памятников истории и культуры?
– С законодательством всё в порядке, а вот с его исполнением… Утвержденные комиссией памятники вносятся в Реестр памятников федерального, областного, местного подчинения. И нередко возникает путаница между органами управления – кто за что отвечает.
– Известно, что вы ратуете за строительство в старом центре Самары музея деревянного зодчества. Это будет перенос зданий или новое строительство по замерочным чертежам?
– Я считаю, что должна быть реставрация, а не новодел. Приведу пример: знаменитый многострадальный дом Маштакова, построенный по проекту А.А. Щербачёва на улице Самарской, 207. Дом одинокий, он не вписывается в окружающую среду, поэтому можно перенести его на другое место, в музей и дать ему новую функцию, новую жизнь.
– То есть музей – это для нас почти единственная возможность реставрации деревянного фонда и приведения его в подобающий вид?
– Думаю, да. Сейчас я совместно со студентами Самарского архитектурно-строительного университета готовлю проект музея деревянного зодчества. Он мог бы разместиться в районе музея
П.В. Алабина. Так как в Самаре самым ценным является именно деревянная резьба, а не сами постройки, думаю, проект осуществить вполне реально, а гости города и просто экскурсанты смогут, посетив музей Алабина, сразу же осмотреть музей деревянного зодчества и получить представление о том, каким был город 100-150 лет назад.
– Вы стали лауреатом проводимого нашим журналом конкурса «Культурный герой года», победив в номинации «Поступок года». И это действительно поступок – продолжать участвовать в движении по защите деревянного зодчества в Самаре…
– Конечно, я не могу оставаться в стороне. Я являюсь членом Московского академического совета по сохранению архитектурного наследия при Российской академии архитектуры и строительных наук. Это – часть моей профессии, мой профессиональный долг: привлечь внимание общества к исчезающей на глазах деревянной архитектуре. Дерево недолговечно, срок эксплуатации здания из этого материала – не более 150-200 лет. Стоит острая проблема сохранения деревянного наследия, которое мы можем потерять навсегда...
– Некоторые самарские дома остались только на ваших рисунках.
– В своих рисунках я воспроизвожу элементы деревянной резьбы, служащие украшением самарских домов, которые в большинстве случаев частично утратили свой первоначальный вид и былую красоту.
В Самаре творили удивительные мастера – З.В. Клейнерман,
М.И. Квятковский, Ф.П. Засухин, Г.Н. Машков, А.У. Зеленко, Д.А. Вернер, А.А. Щербачёв, были плотницкие артели, в основном с Севера, они привнесли особенный северный колорит в самарские постройки – например, так называемый городковый (геометрический) орнамент и многие другие элементы, свойственные традиционной северной русской избе.
Монография В.Г. Каркарьяна «Тайны деревянных украсов Самары» выходит в издательстве «Агни» тиражом в 1400 экземпляров.
Она посвящена другу автора – архитектору Михаилу Андреевичу Труфанову.
Презентация пилотного экземпляра состоялась в Доме-музее
А.Н. Толстого. Вниманию собравшихся представили 20-минутный фильм, в котором были продемонстрированы фотографии и рисунки из книги.
|