«ОРДА»:
И МУДРА, И БЕСПОЩАДНА ОДНОВРЕМЕННО
Этот фильм заставляет каждого зрителя задуматься о насущных проблемах бытия
На широкие экраны вышел новый полнометражный художественный фильм «Орда», снятый по сценарию Юрия Арабова режиссёром Андреем Прошкиным. Кинолента уже участвовала в конкурсной программе ХХХIV Московского международного кинофестиваля и была награждена двумя призами «Серебряный Георгий»: за лучшую режиссёрскую работу и лучшую женскую роль. Фильм демонстрировали в Выборге на открытии ХХ кинофестиваля «Окно в Европу». Его взяли в прокат для показа в Америке, Англии, Японии, Турции, Польше, Германии, Австралии.
Это исторический фильм о средневековом ханстве Золотой Орды и его взаимоотношениях с древним московским царством; впечатляющая лента о трагедии древнерусской земли, о противостоянии двух миров. Кстати, одно из действующих лиц фильма – святой митрополит Алексий, путь которого в Орду пролегал через волжские берега. Именно он считается духовным основателем древнего града Самары: величественная белоснежная скульптура святителя возвышается у здания Самарского речного вокзала.
Цель авторов фильма – представить полную картину средневековой эпохи. В поисках артистов создатели фильма объехали практически всю бывшую советскую Азию и даже Монголию. Основные роли ордынцев исполнили Андрей Панин и якутские актёры Алексей Егоров, Федот Львов и Иннокентий Дакаяров. Исполнительница главной роли ханши Тайдулы – заслуженная артистка России и Татарстана Роза Хайруллина. Все мы помним её служение в нашем «СамАрте». В «Орде» она играет человека, от решений которого зависит судьба всего ханства…
Воинственность и кровожадность грозного хана Тинибека в исполнении колоритного Андрея Панина отступает под чарами мудрости его матери. Всевидящая ханша отстранённо наблюдает за разворачивающимися вокруг неё интригами. В руках Тайдулы – нити судеб подданных и рабов. Она священным мечом благословляет Тинибека на царство, особо не интересуясь причинами смерти его предшественника, её первого сына. Хладнокровно-циничная версия «подавился хрящиком» принимается ею в качестве объяснения, хотя в действительности – брат задушен кровным братом. Тайдула великолепна в своей материнской трагедии. Она и мудра, и беспощадна одновременно.
Языческому миру войн, сражений, убийств, пиршеств и возлияний противопоставлен мир порабощённой древней раннехристианской Руси, крепящей себя молитвенным духом. В основе, столкновении – конфликт идейный.
Ключевая фигура – митрополит Алексий в исполнении Максима Суханова. Жизнь святого подвижника – искания, чаяния, мучения – разворачивается на фоне языческого мира Орды. Митрополит призван для исцеления Тайдулы, внезапно потерявшей зрение. На карту поставлена судьба русского государства, святитель Алексий не может подвергнуть уничтожению Москву и свою паству, с келейником Фёдором (в исполнении Александра Яценко) он обречённо едет в Сарай-Бату – столицу Орды, по просьбе князя
Ивана Ивановича, подпоясавшись лишь «крестной силой» и упованием на Бога. От него требуется совершить невозможное: он не знахарь, не ведун, но должен исцелить Тайдулу – вернуть ослепшей зрение.
Понимая, что полностью находится в ханской власти, митрополит Алексий, представ пред духовными очами Тайдулы, падает ниц, бьёт челом, по-христиански смиряет себя перед заболевшей язычницей, покорный Божьей воле. От человека ждут чуда, но все опыты не приводят к желаемому результату. Его не приговаривают к смерти, но посылают испытания, которые он проходит как послушание. Митрополит Алексий бродит пред Богом по пустыне без пищи и сна, выполняет невыносимо тяжёлые работы, в величайшем отчаянии вопиет к Богу и Он совершает чудо. Святитель переживает личную драму, утверждаясь в Божьем промысле: «Я ничего не сделал».
Перед командой единомышленников – создателей фильма, которые приступили к съёмкам летом 2010 года, не стояло задачи снять документальную ленту, ведь исторических свидетельств практически не сохранилось. Сюжетную фабулу картины нужно было наполнить внутренним содержанием, философским осмыслением.
Для съёмок фильма были возведены натурные декорации Москвы XIV столетия и Сарай-Бату – столицы Золотой Орды, смастерили более тысячи колоритных исторических костюмов с настоящими коваными украшениями (художник по костюмам – Наталья Иванова). Впечатляет особый сценический грим (художник по гриму Нина Колодкина), превращающий человеческие лица в языческие маски.
Съемки проходили во Владимирской области на берегу реки Клязьмы. Внутренний храмовый интерьер Успенского собора ХIV века с восстановленной фресковой росписью воссоздали в павильонах «Мосфильма». Диалоги героев основаны на дипломатических правилах – именно так в те времена князья встречали ханских послов. По решению художника Сергея Февралёва большая часть расписных работ была выполнена вручную. Съёмки царства Золотой Орды проходили в Астраханской области, в местах, где в действительности находился город Сарай-Бату – близ села Селитренное. Декорацию восточной столицы, первобытный «песочный город» с домами-мазанками и ханский дворец, соорудили на берегу реки Ахтубы. Теперь на основе этих декораций астраханцы собираются создать областной туристический центр «Сарай-Бату – столица Золотой Орды».
Съёмочная группа работала в экстремальных условиях – при пятидесятиградусной жаре и пыльных бурях. В массовых сценах участвовали более сотни лихих местных наездников. Авторов фильма консультировали учёные-историки, съёмочная группа исследовала музейные экспозиции, коллекции археологических раскопок.
Они изучали историю монгольского общества после Чингисхана по русским летописям, двухтомнику Тизенгаузена (сборнику письменных материалов о Золотой Орде того времени), запискам попадавших в Орду путешественников («Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Гильома Рубрука»), европейских послов и купцов. Они обращались к очень подробным запискам марокканского путешественника Ибн Баттуты.
Воссоздать самобытный колорит средневековой эпохи во многом помогает и звуковая палитра. Герои фильма общаются на карачаево-балкарском наречии, близком к среднекыпчакскому языку, на котором в XIV веке разговаривали в Золотой Орде. Музыку к фильму – саундтрек с использованием аутентичного звучания фольклорных инструментов, ятаги и чанзы с базовой контрабасовой основой, сочинил композитор Алексей Айги. В записи музыкального оформления приняли участие музыканты из бурятской группы «Намгар» (установлено, что созвучия бурятов приближены к звуковому миру монголов), музыканты «Ансамбля 4'33"», оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки.
…Листая» страницы древней истории, ожившей на экране в художественных образах, нужно оставаться объективными мыслителями – не перегибать палку. После свершившегося исторического перелома – великого падения Золотой Орды – архаичное сознание многих народов кардинально изменилось, что привело к прогрессу, к расцвету цивилизации. Было бы в корне неверно усматривать в кинофильме прямые аналогии с современной ситуацией. Этот фильм требует от каждого зрителя индивидуального восприятия. И, пожалуй, заставляет задуматься о насущных проблемах нашего жития…
Елена ВОЕВОДИНА
Фото и эскизы Сергея ФЕВРАЛЁВА
|