<<<к содержанию

«Золотая репка». Послевкусие

Всякая мать знает, как сложно накормить ребенка – это невкусно, это пересолено, а это уже остыло. Не проще обстоит дело и с употреблением театрального продукта. Уже 18 лет вкусным и здоровым старается потчевать детей Самары театральный фестиваль «Золотая репка», организованный областным правительством, министерством культуры Самарской области, Союзом театральных деятелей, Российским центром АССИТЕЖ и театром «СамАрт». Меню десятой по счету «Репки» получилось разнообразным.

Три блюда плюс один
Каждый спектакль из трио «Алые паруса», метко окрещённого критиком и редактором «Петербургского театрального журнала» Мариной Дмитревской «флотилией», представил свой взгляд на прочтение хрестоматийного текста Александра Грина.
Постановка Алексея Бородина в Российском академическом молодёжном театре (г. Москва) оказалась динамичной, музыкальной и ориентированной на молодёжную аудиторию. Шероховатости вокала и невнятность характеров компенсировались энергией и молодостью исполнителей. «Алые паруса» Самарского академического театра драмы предложили детям, наверное, во избежание разночтений, разжёванный продукт. Положительные герои приторны до слащавости, отрицательные обозначены так, что не перепутаешь (Меннерс, например, подозрительно смахивал на Гитлера). Спектакль Бориса Павловича из Кировского государственного театра юного зрителя «На Спасской» препарировал повесть Грина, а кусочки щедро приправил вербатимом. Получившееся в результате блюдо было слишком экзотично для юных, но аппетитно для филологов и театроведов своим нестандартным подходом к прочтению с детства всем известной истории.
Догоняющим судном к «Алым парусам» примкнул «Летучий корабль» «Театриума на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой». Краше сувенирного пряника предстал перед зрителями мюзикл. В желании привлечь внимание детей яркой картинкой режиссер Тереза Дурова, художник Мария Рыбасова и художник по костюмам Виктория Севрюкова дошли до такой степени китчевости, что следить за происходящим на сцене мельтешением было больно глазам.

Бабушкин рецепт
Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» «угостил» зрителей вкусным и свежим блюдом по проверенному рецепту. «Чук и Гек» в инсценировке и постановке Полины Стружковой имеет жанровое определение «Советская сказка о счастье». В известном каждому советскому ребёнку произведении Аркадия Гайдара режиссёр нашла общие для детей всех времён эмоции, проблемы, переживания. А художник Марина Кривцова сумела сделать точную и ненавязчивую стилизацию быта, наполнив сцену не аутентичными вещами, а предметами, похожими на советские, передающими не форму, но содержание.

Зарубежная кухня
«Золотая репка» – фестиваль международный, поэтому он знакомит зрителей с театром других стран. В этот раз экзотикой побаловали драматический театр болгарского города Тарговиште (рассказ о временах года в музыке Вивальди), исследовательский итальянский театр AteliercuncheoN («Плате… Средиземноморская утопия») и международный проект АССИТЕЖ «Семья в стиле пэчворк» («Супергерой»).

Сахалинский дуэт
Сахалинский международный театральный центр им. Чехова привез в Самару два спектакля. «Побег из космоса» (вариации на тему «Курочки Рябы») завораживал детей и взрослых формой – декорации и костюмы были сделаны в традициях советских фантастических фильмов для детей киностудии имени Горького. Содержание же в этом оформлении болталось крохотной песчинкой в большом скафандре – скучные диалоги, невнятные образы героев, абсурдные сюжетные ходы. Полной противоположностью выглядела другая их работа – «Свет-Луна». Классическое и хорошо знакомое нам по фильмам Александра Роу оформление сказки здесь было наполнено искромётным юмором и оригинальными персонажами.

Первый блин не всегда комом
«Золотая репка» не только отражает процессы, происходящие в детском театре, но и формирует их. Некоторые режиссёры, принимавшие участие в лаборатории «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких» теперь представляли свои работы в общей программе фестиваля (Вера Попова «Птица Феникс возвращается домой», Полина Стружкова «Чук и Гек»). Требования лаборатории – за несколько дней создать эскиз к спектаклю для детей, используя в качестве актёров студентов Самарской государственной академии культуры и искусств и артистов «СамАрта». Большинство начинающих режиссёров, представлявших свои работы, учатся в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства на курсе Анатолия Праудина. Евгения Никитина, Вадим Гусев, Александра Мамкаева, Алексей Рассоховатский, Оксана Рыбалкина с разной степенью успешности воплотили на сцене зарубежную, российскую и советскую классику.
Наиболее удачной работой, по мнению критиков, стал эскиз «Сторожевые собачки» Евгении Беркович, студентки курса Кирилла Серебренникова. Непростую историю о смерти одного из родителей начинающий режиссёр передала при помощи минимальных сценических средств, избежав пошлости, надрыва и пафоса.

После обеда
«Золотая репка» оставила странное послевкусие – театр солидный и признанный предъявлял сырой, закостеневший, приторный и неудобоваримый продукт. А живой театр предстал на ней в исполнении молодых режиссёров, выпускников лаборатории «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких». Так что «Репка» не только жнёт, но и сеет.

Маргарита ПРАСКОВЬИНА

 

 

Олег ЛОЕВСКИЙ, театральный критик (г. Москва):
– Детям фестиваль понравился, я наблюдал, с каким энтузиазмом они обсуждают спектакли, какие серьезные при этом ведут разговоры. Им понравился и этот ваш нелепый спектакль («Алые паруса», Самарский театр драмы – прим. ред.), так как в нём всё ясно, знакомо и понятно. Ведь что им взрослые многие годы вбивали в голову – то и осталось! Чудес на свете не бывает.
...Борис Павлович – филолог, работающий филологическими мозгами внутри своих собственных мозгов. Другое дело, что вокруг его театра начинает собираться публика, которая это понимает.
И мы можем перевербовать зрителя. Зал, который смотрел спектакль Павловича, – а это был ярусный большой театр, и со спектакля ушла всего одна женщина с ребёнком, все остальные смотрели, так как им были внятно сообщены условия деконструкции мифа, этой истории, ирония по отношению к ней. Другое дело, что было очень скучно в финале...
Публику можно перевербовать: фестивальную легче, прочую сложнее. Но при чём тут то, что в головах у детей?
Чем хуже спектакль, тем больше он нравится детям.

На вопросы нашего корреспондента Наталии Михайловой отвечает директор Театра «СамАрт» Сергей Соколов:
– Фестиваль прошёл впервые в 1994 году, как это было?
– Время было непростое. Ушли в прошлое большие гастроли, когда мы могли познакомиться с творчеством известных театров и себя показать. В 1994-1995 гг. потихоньку возрождалась творческая жизнь, гастроли возобновлялись в виде детских фестивалей: в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге. Наш возник как Поволжский фестиваль театров для детей и юношества. Сначала он не имел названия, только потом стал «Золотой репкой». Приз фестиваля – чудесная фарфоровая статуэтка – специально для нас придумана знаменитым итальянским сценаристом, художником, поэтом Тонино Гуэрра.
– Какая «Репка» для вас самая удачная, самая любимая?
– Все они мои дети, все любимые, все незабываемые, разве может быть иначе? Кстати, у фестиваля есть и мать-основательница, Светлана Петровна Хумарьян, тогда начальник управления культуры нашей области.
За эти годы фестиваль постепенно повышал статус – сначала стал Всероссийским, потом международным: помимо лучших театров страны самарцы увидели спектакли из Испании, Болгарии, Италии, Австрии, Кубы, Великобритании, Японии.
– Сергей Филиппович, можно ли сказать, что за эти годы вы вырастили для себя умного, понимающего зрителя?
– Было бы самонадеянно ответить на этот вопрос однозначно. Но о зрительской культуре мы думаем постоянно.
...Сегодня наш театр работает в разных направлениях. Нас отличает свой подход к решению сценического и зрительского пространства, творческих и технических задач, которые стоят перед современным театром: театр-ателье, театр-конструктор…

О фестивале говорят студенты Университета Наяновой, подопечные кандидата филологических наук Ирины Коган:

Элина Мухметзянова, 9 класс:
– Вот и прошёл фестиваль «Золотая репка», короткая, но интересная пора. В этот раз мне удалось увидеть пять спектаклей! Много впечатлений от каждой из постановок. Атмосфера зрительского интереса, раздача автографов в фойе, обмен мнениями. Когда ещё увидишь столько хороших спектаклей!

Полина Шабашова, 6 класс:
– «Репка» – это супер! Осень, уроки, а тут «Репка» взяла и приехала! Мне всё понравилось, а ещё у меня брали интервью.

Таня Храмова, 6 класс:
– Ах, как жалко, что «Репка» кончилась, актёры уехали, как будто ничего и не было, но ведь было же! Это были самые лучшие спектакли в моей жизни, хотя я часто хожу в театр. Как жаль, что «Золотая репка» проходит раз в два года.


 

 

 

 

Hosted by uCoz