У каждого десятилетия – свой звук, цвет, запах, фактура, освещение, лица, глаза, способ чувствования. И нырять в эти «воды» – увлекательнейшее занятие. Это и есть для меня история. Не приноравливать прошлое к себе, а ощущать его поток как свой. Без чувства истории в ее подлинности (а это трудно: каждый режим переписывает историю «под себя») мы не люди и уж точно – не страна. История? Разумеется, я знаю, с чего она началась, эта моя история. С трёх или четырёх вещей, некоторых из которых уже давно нет на свете, но которые живут во мне и будут жить столько же, сколько буду жить я, помнящий их и благодарный им за то, что они были в моей жизни. Человек невозможен без рефлексии по поводу истории. В своем сознании мы неизбежно сопрягаем прошлое, настоящее и будущее. Как известно, через две точки можно провести только одну прямую. Через точку настоящего и удачно найденную точку в прошлом только и можно будет провести надежную прямую, продолжение которой будет обретенным верным маршрутом следования в пока непонятное нам грядущее. История – это лишь то, что можно рассказать. Это траектория полета или падения. Страсти или страха. Маршрут движения или неподвижности. Это присвоение прошлого, которое якобы стало твоим настоящим и грозит стать твоим будущим. Иногда история – это наука. Но чаще – текст, всякий раз переживаемый заново, перевираемый заново, чтобы стать хотя бы художественной правдой. История – одно из 9-ти эллинских искусств, которое претендовало стать наукой, но не уверен, что стало – хотя бы потому, что "кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее" (Big Brother в "1984"). Что я могу сказать об Истории? Что знает муравей об устройстве леса, конденсатор об устройстве радиоприемника, даже кривошипно-шатунный механизм о железнодорожной сети. Я, как старый агностик, могу сообщить только, что я раб и жертва Времени, а, стало быть и одного из его инструментов – Истории. История – это взгляд победителя на события. Именно поэтому она не предсказуема. Каждый победитель пишет всё заново в зависимости от своего мировоззрения и идеологичечких предпочтений. Представьте, к примеру, если б не дай Бог победил Гитлер. Какой была бы история России??? История для меня – это моя жизнь, судьба страны и предания мира. История России груба и впечатляюща, как пощёчина. Сначала думаешь, что ты умнее её. Но стоит единый раз отнестись к ней серьёзно, без дураков, как она превращается в страсть, в единую веру, непознанную и неоткрытую. В твою «библию», в твоё «евангелие»... – «нет и не было иной истории кроме российской» – сердце твоё кипит и ищет себе излияния. Ибо ты есмь человек и история рода твоего суть сила твоя. «Русский – не пей...¬» Да как же мне, мать вашу, не пить, когда боль такая от стыда и от знания, что хоть за границу беги. История – это не всегда справедливое сито, через которое одни события и люди попадают в Вечность а другие – нет. История – это условное прозвище той оптики, сквозь которую господствующая идеология смотрит на прошлое, бесконечно переизобретая его. История как реальность еще более уходит во тьму там, где загорается свет экрана, предлагающего чистую игру воображения на избранную историческую тему. Но подобия и симуляции образов реального в формате фильма затрагивают, тем не менее, все наши чувства, причем одновременно, так что позволяют буквально ощутить «живое» присутствие истории. И эта новая её медиажизнь научает человека общению с историей, пожалуй, более, чем это удавалось другому медиа – книге. Тем не менее, книга сохраняет право на знание истории, являя её в письме как последовательность знаков-символов, играя на несоответствии между реальным течением истории и средством её закрепления, превращая историческое повествование в символ, так что различение вещи (образа) и смысла истории становится условием её познания и передачи.
|
|
---|