<<<к содержанию

Литература в эпоху медиа:
форматы, концепции, коммуникации

1 октября в Самарском государственном аэрокосмическом университете завершил работу региональный литературный фестиваль «САМАРА: ЛИТерАРТ'2012». В течение четырех дней (с 28-го сентября по 1 октября) в СГАУ, а также на площадках партнеров фестиваля – Самарской юношеской библиотеки и Самарского литературного музея прошли презентации современных литературных медиа-проектов и преформансов, теоретический семинар «Литература в эпоху медиа: форматы, концепты, коммуникации», выставки современного искусства, литературных и философских малотиражных изданий, творческие встречи с поэтом Александром Ожигановым (Москва) и философом Игорем Кобылиным (Нижний Новгород), литературные чтения с участием поэтов из Самары, Тольятти, Саратова, Уфы, Москвы, Санкт-Петербурга.
Тема фестиваля выбрана неслучайно. В Самаре сложилась традиция восприятия современной литературы, предлагающей читателю «антириторику» новых форматов российской словесности, альтернативных литературному официозу и гламурному мейнстриму. Проблема визуального и вербального, влияние электронных медиа на труд литератора не прошли мимо внимания самарских интеллектуалов и обсуждались здесь в различных контекстах. Начиная с 90-х годов прошлого века, в вестнике современного искусства «Цирк "Олимп"», ныне представленном в медиаформате «Цирк "Олимп" +TV»), в т.н. «квартирных» дискуссиях нового поколения в нулевые, на научной конференции «Человек и космос: визуальные порядки реальности», на арт-проектах литературного музея, в лекториях и семинарах последних трех лет, инициированных творческой лабораторией «Территория диалога». Однако в Самаре так и не сложилось литературного направления, которое бы занималось собственно литературными медиа-экспериментами. Мне известно пока только одно имя в Самаре – Андрей Ларионов, довольно удачно делающий видео-поэтические работы в стилистике хайку.
Наталья Фёдорова из Питера, которая взяла на себя основную нагрузку по представлению литературных медиа-опытов, своих и чужих, считает, что тема литературы и медиа «была скорее затронута, нежели раскрыта, и это следует рассматривать как повод для продолжения фестивальной активности».
На фестивале были представлены: перформанс медиапоэтической группы «MachineLibertine» (поэт – Наталья Фёдорова, видеомузыкальный ряд – Тарас Машталир), презентация современной видеопоэзии из архива медиа-портала «Гвидеон», иллюстративный материал докладов на теоретическом семинаре. Медиатехника понимается авторами санкт-петербургского альманаха «Транслит» не как инструмент, но как особый голос, в диалог с которым вступает автор. Электронной технике в предложенном гостями перформансе передоверяется голос поэта, в этом состоит реализация идеи расширения поэтического воздействия. Интенция новой экспериментальной поэтической линии состоит в том, чтобы разглядеть в технике её человеческое измерение, выйти за рамки привычного противопоставления человека и техники и способствовать теперь уже освобождению машины от человека. Такой подход, философской подоплекой которого является концепция существования технического объекта Жильбера Симондона, заставляет посмотреть на технофобию и технократию как изжившие себя мировоззрения, которые в равной степени должны взять на себя ответственность за многие проблемы, возникающие перед современностью, за производимую неверным отношением к технике цивилизацию потребления. Разумеется, философ Михаил Куртов, редактор «Транслита» Павел Арсеньев, поэт и филолог Наталья Фёдорова не только декларировали эту идею, но и развернули её в своих докладах.
Фестиваль, помимо открытия нового направления современной поэзии, взял на себя задачу отрефлектировать как медийные, так и не медийные литературные форматы, продолжающие жить и развиваться в эпоху медиа. Организаторы не ставили ограничений по участию в программе, стремясь представить всю палитру литературных течений, заявивших о себе в самарском регионе.
Принял фестиваль и гостей из Уфы, Саратова, Тольятти, Москвы. Сергей Щёлоков, Михаил Богатов, Айвенго, Ренат Мансуров, Юрий Щёлоков, Айдар Хусаинов, Галария, Алексей Ушаков нашли возможность приехать в Самару и выступить на литературных чтениях. Одним из событий фестиваля стал творческий вечер Александра Ожиганова, приуроченный к выходу его книги «Утро в полях» в новой поэтической серии «Библиотека "Цирка "Олимп"». Ожиганов долгое время жил в Самаре и дебютировал как поэт в «Цирке "Олимп"» в 90-е годы.
Особую группу участников составили поэты-студенты аэрокосмического университета. Для них это уже не первый опыт. Зимний фестиваль 2011 года «Литературные перекрестки», литературные собрания, мастер-классы, творческие вечера известных самарских поэтов организовывала творческая лаборатория «Территория диалога» СГАУ. Лаборатория не ограничивается одними лишь литературными проектами, она проводит много других мероприятий, среди которых летние философские школы, выставочные проекты, семинары по проблемам современной философии, науки, культуры. Фестиваль включил обсуждение выставки современного искусства «Кафе "Дежавю"», а также встречу с философом Игорем Кобылиным из Нижнего Новгорода, автором видеолектория «Nonfinfo: современная философия и аватары эстетического», материалы которого любезно предоставил лаборатории Приволжский филиал государственного центра современного искусства.
Реплики и доклады участников теоретического семинара фестиваля, фиксирующие обсуждение основной фестивальной темы, будут представлены в альманахе творческой лаборатории «Чёрные дыры букв», который выходит на базе Самарского государственного аэрокосмического университета с 2011 года ежегодно и освещает культурные события, инициированные лабораторией в течение прошедшего года. Альманах дает читателям разнообразную картину того, что происходит в российской словесности и культуре в целом, публикуя тексты известных российских философов, деятелей культуры и литературы различных направлений, устраивая на своих страницах обсуждения, продуцируя отклики на проводимые лабораторией мероприятия как в студенческой, так и в профессиональных средах. Третий номер альманаха выйдет в начале следующего года.

Елена БОГАТЫРЁВА

Александр Ожиганов.
Из цикла «Утро в полях»

***
СобЫтие и есть событиЕ.
Нет, нет! – не приключение, не случай:
СОБЫТИЕ. Особое. Сие.
Единственное. И – так будет лучше! –
единое. Заполнившее всё
и вся. Смотри: пустот не остается.
Его не взвесить – нет таких весов,
не исчерпать, как воду из колодца
работающего, на острие
не нанизать, как радугу… И это
событие и есть событие
от Ветхого до Нового Завета.

Михаилу Шемякину
1.
Да, не удался этот мир Творцу,
но сетовать, Винсент, ведь не к лицу
художнику, в котором пораженье
лишь обостряет внутреннее зренье,
и на холсте, что ты размалевал,
яснее проступает идеал:
мазнет пейзаж песком, обдаст росою –
и вещь соединяется с душою.
Неряшливость? Погрешность ли? – не спорь
и новый холст распяль для новых зорь.

***
Мы смотрим во тьму. Из нас
выходит дневной запас
иллюзий, затей, надежд,
как мы из своих одежд
выходим. И как сокол
сумеречный разум гол.
Во-первых и во-вторых,
в потемках находит стих
на стих: он не виден, но
в глазах от него темно.
А третьего не дано.

И пристально, как слепой,
мы смотрим перед собой
во тьму, где незримый зрак
буравит кромешный мрак,
сигналя нам по складам
презрительно: АЗ ВОЗДАМ!
Не слышно. Не видно нам.

Тьма смотрит во тьму. Глаза
кишат, вылезая за
и из. Напрягая слух
мы слышим в потемках УХ
и АХ. Это – тише! – мы
здесь – серною пробкой тьмы -
вошли в лабиринт зимы.
Так сыро… Темно… В ушах
звенит… И круги в глазах
вращаются…
ОХ!
УХ!
АХ!

***
Ждали: поднесут его на блюде,
Как заокеанский ананас…

Будущее – то, чего не будет,
то есть настоящее без нас.
И не жалко времени. Его-то
не убудет: было – будет – есть,
будто труп, пропитанный тавотом,
мазью-шмазью, чем еще? – бог весть!..

Поделом и – как еще? – по вере,
ну по крайней мере – на погост.

Только мы сгораем в атмосфере
(это непрерывный холокост),
задыхаясь, чада всесожженья,
дети катакомб и гекатомб..
Прав мудрец брадатый: нет движенья.
Где-то там, внутри, заглушка, тромб…
Трубы апокалипсиса смяты.
Отменен шопен.

Это труп клочком вонючей ваты
заглушает рев морских сирен.

***
После вылазок, поутру,
Возвращаюсь назад, в нору.
Мне уже ничего не надо.
Вспоминаю впотьмах сестру.
Смерть – единственная награда.

Смерть – единственный орден за
жизнь. Безжалостны, стрекоза,
муравьи и, наверно, правы,
что не тонут в твоих слезах,
презирая твои забавы.

Эти песенки и стишки
хороши, если все мешки
в кладовой к холодам набиты
черте чем: корешки… вершки…
Пой – пляши, раз детишки сыты!

Чаще все-таки мураши
надрываются за гроши
день за днем и зимой и летом.
И тогда уж, как ни пляши,
не прельстишь ты их пируэтом.

Что ты делаешь среди всех
тех, которым не до утех,
у которых – без исключений –
завоевывает успех
технология развлечений,
где смертельные номера
принимаются на ура:
маски жизни ли, пляски смерти…

Где меня до утра, сестра,
потешаясь, носили черти.

 

Hosted by uCoz